ф |
Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е |
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
БУДДИСТСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Китайский
буддизм, развитие которого началось при Южных и Северных династиях, в эпоху Суй — Тан достиг наивысшего расцвета. В
это время в обществе появилось немало крупных землевладельцев из среды
буддийских монахов, их монастыри и храмы владели обширными земельными площадями
и большим количеством работающих на них людей, в их руках находились
многочисленные поместья, ломбарды, рабы и рабыни, и, помимо взимания земельной
ренты, они широко занимались ростовщичеством и пользовались привилегиями,
освобождавшими их от уплаты налогов и отбывания трудовых повинностей.
В
целях укрепления монастырского хозяйства, распространения своего религиозного
влияния и завоевания господствующего положения, каждая секта искала для себя
опору в той или иной господствующей феодальной клике, заводила друзей,
образовывала группировки.
Внутри
самого буддизма образовались различные многочисленные
секты, например Саньлунь (секта трех канонических трактатов), Люй (секта
законов о воздержании), Цзинту (секта чистой земли), Ми (секта Мантры) и т.д.
Из всех этих сект наибольшим влиянием пользовались секты Тяньтай, Вэйши (секта
сознания), Хуаянь (секта сутры Хуаянь) и секта Чань. Каждая из этих сект имела
неофициальную политическую опору, собственное монастырское хозяйство, собственные
каноны и присущую только ей систему распространения своего учения.
Расцвет
и упадок, ослабление и рост различных буддийских сект при династиях Суй и Тан были тесно связаны с происходившей в этот период
классовой и политической борьбой.
В эпоху Суй — Тан,
помимо основного противоречия — противоречия между крестьянами и
землевладельцами, — существовало и противоречие внутри класса землевладельцев,
между худородными землевладельцами и землевладельцами-аристократами. Если оценить
эту борьбу в целом, то можно сказать, что в ходе ее землевладельцы-аристократы
с каждым днем клонились к упадку, в то время как часть худородных
землевладельцев неуклонно возвышалась и превращалась в господствующий слой.
Эти
противоречия и борьба нашли отражение и в буддизме.
Секты, опиравшиеся на
аристократию, изыскивали пути к самосовершенствованию,
призывали к широкому оказанию милостей, изучали схоластическую философию
буддийских сутр и превратили перевоплощение в Будду в привилегию
аристократических родов и высшего монашества. В течение какого-то времени
учение этих сект получило широкое распространение, но затем с закатом
аристократических родов потеряло влияние.
Господствующее положение заняло
учение возникшей позднее секты Чань, которая опиралась главным образом на слои,
вышедшие из среды худородных землевладельцев. Эта секта отвергла учение
схоластической буддийской философии и выдвинула положение «внезапное прозрение
позволяет стать Буддой».
Особо следует
подчеркнуть, что после разрушения изображений Будды при династии Тан в период
правления императора У-цзуна и после ударов, нанесенных крестьянским
восстанием под руководством Хуан Чао, монастырские хозяйства одно за другим
стали разрушаться, что лишило буддийские секты материальной основы и
способствовало их дальнейшему упадку. Можно сказать, что в это время
преуспевала только секта Чань, предлагавшая простые пути для превращения в
Будду.
Центральным вопросом,
по которому различные буддийские секты вели диспуты в эпоху Суй
— Тан, по-прежнему оставался вопрос о сущности Будды.
В спорах по этому вопросу
все секты, тесно связывая психическую деятельность человека, его духовное
совершенствование (главным образом религиозно-моральное совершенствование) и
мировоззрение, создали собственные системы
философии. Каждая из этих систем являлась не только важной составной частью
всей философии того времени, но и оказала глубокое влияние на философскую мысль
в дальнейшем.
Последующие философы-идеалисты восприняли эти идеи и всячески
углубляли их, а философы-материалисты, критически используя и переработав их,
обогатили материалистическую философию. Можно сказать, что без анализа
буддийской философии в эпоху Суй — Тан нельзя
полностью понять историю философии Китая в период после средневековья.
СЕКТЫ ТЯНЬТАЙ И ВЭЙШИ
Секта Тяньтай
возникла при династиях Северная Ци и Южная Чэнь, оформилась при династии Суй, широко распространилась в начале династии Тан, а во
второй половине правления этой династии начала терять свое влияние.
Основными
представителями секты являются Хуйсы, Чжи-ай и Чжань-жань.
Главное сочинение —
«Дачэн чжигуань фамынь (Путь Махаяны к познанию истины через созерцание и
самопроверку)».
Чжи-ай (531—597)
— фактический основатель секты Тяньтай. В годы правления династии Чэнь он был
вхож во двор и поддерживал тесные отношения с аристократами, носившими титулы ванов
и гунов, во главе которых стоял сам император. После
того как династия Суй уничтожила династию Чэнь, Чжи-ай
активно поддерживал новую династию и завоевал любовь и доверие суйского
императора Ян-ди.
Основная
идея секты Тяньтай — «в одном сердце три тысячи». Под «тремя тысячами» имеются
в виду «три тысячи миров живых существ», т.е. весь мир в представлении
буддизма. Секта Тяньтай рассматривала «сердце» как основу мира и считала, что в
мире истинно и надежно только «сердце», а все остальное — не более как
порождение «мимолетных мыслей», иллюзорно и нереально.
Секта Тяньтай выдвинула теоретический
тезис «три истины гармонично соединены». Под «тремя истинами» имеются в виду
пустота, кажимость и середина.
Следует сказать, что первоначально секта пустоты
(Шунья) в школе Махаяна считала, что все предметы в мире образуются путем
различного рода связей (закон ниданы) и они не обладают объективной
реальностью, поэтому о них и говорится как о «пустоте». Однако, поскольку
предметы появляются, о них нельзя говорить как об абсолютной пустоте, но, так
как предметы не обладают присущей им реальностью, они представляют иллюзорные,
нереальные, кажущиеся образы, поэтому о них и говорится как о «кажущихся».
Однако это утверждение не совсем правильно. Только осознав, что предметы не обладают
реальностью, не являются абсолютным небытием, обладают формой, связанной с
какой-то причиной, но в то же время иллюзорны и нереальны, лишь только в этом
случае можно считать, что постигнут «средний путь», т.е. истина буддизма.
Восприняв эту теорию, Чжи-ай подчеркивал, что в каждом предмете необходимо
одновременно видеть пустоту, кажимость и середину, которые беспрепятственно,
гармонично соединены друг с другом, а это и есть так называемое «три истины
гармонично соединены». Совершенно ясно, что объективный мир существует, и, если
бы Чжи-ай без обоснованно утверждал, что его нет, ему было бы трудно найти
сторонников свого учения.
Для
того чтобы выявить сущность природного сердца, секта Тяньтай выдвигала
принцип его воспитания — чжи-гуань. Иероглиф чжи
означает «погружение в созерцание», а гуань
— «внутреннюю проверку».
Секта требовала, чтобы человек добивался
«прекращения течения сумасбродных мыслей» с целью сохранить присущие его телу
истинную и неизменную сущность Будды (природное сердце), что позволит
отказаться от борьбы в реальном мире и даст возможность добиться духовного
удовлетворения.
Секта
Вэйши (секта сознания), называемая также Фасян, создана Сюань-цзаном
(602—664) и его учеником Куй-цзи (632—682).
Сюань-цзан, проявив необыкновенную настойчивость и упорство, преодолев
многочисленные трудности, приехал в Индию, где учился 17 лет, добившись
исключительно больших успехов в изучении индийского буддизма. Вернувшись на
родину, он занялся переводом буддийских книг и одновременно создал секту Вэйши.
Его переводное сочинение «Чэн вэйши лунь (Учение о достижении сознания)» и
написанное Куй-цзи сочинение :Чэн вэйши лунь цзишу
(Изложение учения о достижении сознания)» — главные книги, излагающие
содержание учения секты.
Секта
Вэйши рассматривала «сознание» (Parjanana) как источник
происхождения мира, считая, что «их образы (имеются в виду образы различных
предметов и явлений) вместе с изменением сознания меняются и создают кажимость»
(Чэн вэйши лунь, гл.1).
«Сознание»,
о котором говорит эта секта, насчитывает восемь разновидностей,
связанных с глазами, ушами, носом, языком, мыслью, manas (сознанием через
мысль) и alaya (духовным сознанием мира).
Первые шесть разновидностей сознания
аналогичны тому, что мы называем ощущениями, восприятием и мышлением. Объектом
этих разновидностей сознания является либо «внешний мир», либо связь с «внешним
миром», и каждое из них играет свою специфическую роль.
Сознание manas, способное
к размышлению и обдумыванию, стоит выше шести перечисленных разновидностей
сознания и служит для поддержания связи между первыми шестью видами и восьмым
видом сознания.
Сознание alaya — главное среди восьми разновидностей сознания
и распоряжается всем. Оно служит опорой для остальных семи разновидностей
сознания, поэтому его и называют «основной опорой». В нем скрываются волшебные
семена, поэтому его называют также цзанши (хранитель сознания) или чжунцзыши (семена сознания).
«Семена» сначала превращаются
в семь разновидностей сознания, а в ходе дальнейших изменений превращаются в
различные явления в мире. Восприятие и интерпретация всех возникающих явлений
только через первые семь видов сознания — не более как иллюзия. Отсюда делается вывод о том, что «сознание не имеет
границ», т.е. имеется лишь субъективный дух (сознание), а об объективном мире (границы)
сказать ничего нельзя.
Секта
Вэйши рассматривала все предметы в мире, вплоть до
тела человека, как иллюзорные образы, порожденные «сознанием», а это есть не
что иное, как субъективный идеализм. В то же время она считала, что сознание
alaya существует вечно и не уничтожается в случае смерти отдельного человека, а
это есть
объективный идеализм.
Среди
спрятанных в восьмой разновидности сознания семян есть семена сянфэнь
(объекты) и семена цзяньфэнь (видение). В связи с этим «сознание», в
которое они превращаются, делится в
своей деятельности на два направления. С одной стороны, превращение семян сянфэнъ
создает различные явления в мире, т.е. объекты познания, а с другой — превращения семян цзянь-фэнъ приносят «видение», т.е.
способность к
познанию.
Познавательная деятельность человека, согласно
учению секты, является не отношением между субъективным и объективным, а
процессом, в котором «сознание» познает самого себя, т.е. «видение» сознания
познает «объект».
Кроме того, семена
делятся на семена гунсян (общие образы) и семена бу гунсян
(необщие образы). Объекты, появляющиеся в результате изменения семян гунсян (общие образы),
воспринимаются всеми людьми, а объекты, появляющиеся в результате изменения
семян бу гунсян (необщие образы), воспринимаются только отдельным человеком.
В процессе
своего проявления разновидности «сознания» опираются и влияют друг на друга, но в конечном счете все решается восьмой разновидностью
сознания.
Взгляды,
рассматривающие внешний мир как реально существующий, а познание — как
отражение этой реальности, секта Вэйши считала ошибочными, неизбежно ведущими
к появлению различных стремлений к борьбе, приносящими различные беспокойства
и страдания. Субъективно-идеалистическая теория познания, предлагаемая сектой,
позволит якобы избавиться от «ошибки, связанной с заблуждениями», освободиться
от волнений, страданий и всякого рода перерождений, войти в обитель нирваны.
В восьмой
разновидности сознания спрятаны семена юлоу чжунцзы (семена страдания) и
семена улоу чжуцзы (семена без страдания). Семена страдания — грязные и
дурные, семена без страдания — чистые и добрые. В реальном мире играют роль и
распоряжаются жизнью людей семена страдания. Это одна из основных причин того,
почему человек ввергнут в море страданий. Если люди хотят
стать Буддой и войти в небесное царство, они должны в течение ряда поколений
заниматься самосовершенствованием, постоянно стремиться уничтожить семена
страдания и увеличивать количество семян без страдания, что позволит достичь
истинной и неизменной сущности Будды.
Секта Вэйши,
пропагандировавшая идею «все — сознание», отрицала независимое существование
объективного мира, заявляла, что все явления и предметы — это иллюзорные
образы, порожденные сознанием субъекта. Прибегая к схоластической философии
религиозно-идеалистического характера, секта доказывала, что люди в результате
самосовершенствования в течение ряда поколений могут избавить душу от всякого
рода перерождений, стать
Буддами и подняться на Небо.
__________
26.
ФА-ЦЗАН И СЕКТА ХУАЯНЬ
|
|
|