КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЧАНЬ ШКОЛА

Одна из наиболее влиятельных кит. буд. школ, "эзотерич." направление в буддизме махаяны. Название Ч.ш. происходит от метода буд. практики - чань дин (санскр. дхьяна, "концентрация", "сосредоточение", "медитация", см. Чань сюэ). Др. самоназвания школы - "Передача печати сознания (сердца) будды" (Чжуань фо синь инь), "школа Сознания (сердца) будды" (Фосинь цзун). Традиция Ч.ш. считает первым патриархом Бодхид-харму (6 в.), к-рому приписывается формулировка четырех осн. принципов чань-буддизма: "не опираться на слова и тексты"; "особая передача вне учения"; "прямое указание на сознание человека"; "созерцая свою природу, становиться буддой".

Считается, что от Бодхидхармы традиция Чань перешла к Хуэйкэ (481 -593), далее Сэнцаню (7-606?), Даосиню (580 - 651) и Хунжэню (606 - 71). При четвертом патриархе Даосине один из его учеников, Хуэйжун (580 - 651), основал собств. школу, однако наиболее значит, размежевание Ч.ш. произошло при пятом патриархе Хун-жэне, когда ряд его учеников - Шэньсю (ум. 706), Хуэйнэн (638 - 713), Чжишэнь (609 - 702), Лаолань (642 - 709) и Сю-аньши основали отд. направления.

Течения Ч.ш. раннего периода опирались на различные ответвления буддизма махаяны. Школы Шэньсю, Чжишэня, Лаоаня и Сюаныии придерживались взглядов вид-жнянавады. Согласно им, хотя все живые существа обладают изначально "природой будды", но она сокрыта "неведением". Поэтому необходимо, "отстранившись от внеш. объектов, созерцать свое сознание", с тем чтобы уничтожить ложные мыслительные построения и обрести "просветление". Метафорой этого положения служит потускневшее от пыли зеркало: его старательно очищают, и только тогда зеркало способно к отражению вещей. В этих школах большое внимание уделялось технике медитации. Школа Хуэйжуна стояла на позициях шунь-явады. Согласно ее учению, все дхармы (см. Фа [1], п. 2), как "омраченные", так и "просветленные", изначально не субстанциальны, не существующи, "пустотны" (кун, санскр. шунья). В процессе духовной практики ученики не должны ни к чему привязываться, дабы не позволить какой-либо отд. дхарме служить помехой для своих ощущений. С течением времени "загрязненные" состояния сознания уничтожаются сами по себе.

Хуэйнэн и его последователи были приверженцами концепции "Единой колесницы" (санскр. экаяна), базирующейся на теории "единого сознания" (и синь). Наиболее четкое оформление она получила в "Махаяна шрадтходпхада шастре" - одном из источников теории и практики Ч.ш. "Единое сознание" содержит всю совокупность дхарм, т.е. дхармы, "подверженные бытию" и "не подверженные бытию". Оно рассматривается в двух аспектах - нирваническом (см. Непань) и сансарическом (см. Лунъ-хуэй), т.е. в аспекте сознания "истинной таковости" (чжэнь жу, санскр. бхутататхата) и "обусловленного сознания". Они считаются "недвойственными", неконтрадикторными, каждый из этих аспектов подразумевает все дхармы - как "просветленные", так и "омраченные". Поэтому "просветления" нельзя достичь путем простого подавления "неведения", "омраченных" дхарм, но оно возможно посредством постижения неконт-радикторности "омраченного" и "просветленного" в результате "прямого раскрытия природы сознания", "внезапного просветления" (дунь у). Отсюда самоназвание этого направления - "школа внезапного просветления".

Полемика между последователями школ "внезапного просветления" и "постепенной практики очищения", "постепенного просветления" (цзянь у) вылилась в раскол Ч.ш. на южн. ветвь во главе с Хуэйнэном и сев. во главе с Шэньсю. Южн. Ветвь получила широкое распространение и стала выразительницей ортодокс, линии учения Ч.ш. Наряду с осн. текстами махаяны "Ланкаватара сутра", "Ваджраччхедика праджняпарамита сутра", "Вималакирти нирдеша сутра", "Махаяна шраддхотпада шастра" и др.) гл. канонич. текстом южн. ветви считалась "Сутра помоста Шестого патриарха" (Лю цзу тань цзин). Наиболее влиятельными в южн. ветви были Линьцзи школа и Цаодун школа. Их отличают гл. обр. разные акценты в применении методов психотренинга. В школе Линьцзи наряду с гунъань и вэнь да большое значение придавалось динамич. методам; в школе Цаодун применялась в основном практика медитации, носившая статический характер.

В эпоху Сев. Сун (960 - 1127) получила распространение концепция единства всех направлений Чань. Ч.ш. оказала глубокое влияние не только на др. школы кит. буддизма, но и на неоконфуцианство.

В 8 - 9 вв. сев. и южн. ветви Ч.ш. распространились в Корее, дав начало школам Сильвансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. В конце 13 - 14 в. школы Линьцзи и Цаодун проникли в Японию (школы Дзэн - Риндзай сю, Сото сю и др.). Учение южн. ветви Ч.ш. сыграло особую роль в становлении вьетнамской школы Во Нгон Тхонга. См. лит-ру к ст. Линьцзи школа, "Лю цзу тань цзин", Хуэйнэн, Чань сюэ.

Н.В. Абаев, С.П. Нестеркин

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -