н
е
й
р
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 4

 

Как мозг регулирует сенсорную информацию

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Механизм восприятия и обработки речи мозгом с возрастом изменяются

29.04.2004. Известия-науки
Как установили ученые из Медицинского центра Университета Цинциннати, если у детей и подростков речевые центры преимущественно работают в одном полушарии, то с возрастом второе полушарие частично "нагоняет" доминирующее.
В этой работе ученые обследовали 155 человек методом функциональной магниторезонансной томографии, который может регистрировать активность различных участков мозга. Из них 103 было в возрасте 5-17 лет, 52 в возрасте 18-67 лет. Во время исследования им предлагалось выполнение упражнений, связанных с использованием языка.
Как отметил автор исследования Джерзи Сцафларски (Jerzy P. Szaflarski), удалось проследить зависимость использования центров в коре обоих больших полушарий от возраста. До 25 лет было четко видно доминирование центров в правом полушарии (а все обследованные были правшами), в старшем возрасте речевые функции распределялись между полушариями более равномерно.
"Увеличение доминирования полушария по мере роста ребенка связано, вероятно, с улучшением речевых навыков, созреванием нервной системы и сокращению синоптических соединений; уменьшение в старшем возрасте может отражать компенсацию возрастного снижения функциональных возможностей", - отмечает доктор Сцафларски.
Результаты исследования представлены на проходящем в эти дни в Сан-Франциско ежегодном съезде Американской академии неврологии.

Корабль закручивает мозги экипажа
05.08.2005 Membrana
От неудобств невесомости легко избавиться, закрутив корабль. Вот только появляется новая проблема: сила Кориолиса вносит свои правила в привычную обстановку. Брошенный предмет относит в бок; рука, резко протянутая к кнопке, сама отклоняется в сторону. И повседневный опыт подводит человека.
Фантасты, описывающие вращающиеся звездолёты и орбитальные станции, либо конструкции, в которых крутится только та часть, где обитают космонавты, не задумываются о силе Кориолиса. Ведь в повседневной жизни мы её не замечаем.
Но в кабине, вращающейся со скоростью, скажем, десять-двадцать оборотов в минуту, сила Кориолиса будет ощутимо влиять на происходящее.
Маленькое отступление. Эффект Кориолиса (а фактически — это проявление явления инерции во вращающейся системе отсчёта) ответственен за закручивание атмосферных левиафанов — циклонов, однако, вопреки широко распространённому заблуждению, не влияет на закручивающийся слив воды в ванной, так как в таком масштабе он ничтожно мал, по сравнению с другими силами, действующими на воду.
Так или иначе, а в кувыркающемся космическом корабле эффект Кориолиса будет проявляться сильно.

МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ
Привычный мир становится странным, если вы работаете во вращающейся комнате. Установка лаборатории Грэйбиля (фото с сайта nasa.gov).

-

И вот недавно NASA запустило серию экспериментов, чтобы понять — как мозг адаптируется к этой странной среде.
Это выясняют Джеймс Лакнер (James Lackner) и Поль Дизио (Paul DiZio) из лаборатории пространственной ориентации Эштона Грэйбиля (Ashton Graybiel Spatial Orientation Laboratory), которая ведёт эту работу при поддержке офиса биологических и физических исследований NASA (Office of Biological and Physical Research).
Учёные наблюдают за добровольцами, работающими в специальной вращающейся комнате.
Кстати, не путайте это с широко известными опытами по воздействию на человека перегрузок. Здесь перегрузки были невелики, а вот влияние эффекта Кориолиса на обстановку — весьма заметно.
Лакнер и Дизио также разрабатывают учебные методики и приспособления, которые могли бы облегчить астронавтам переход из обычной среды во вращающуюся систему "искусственной гравитации" и снова назад — в невесомость.
Известно, как организм приспосабливается к невесомости и снова к тяготению при возвращении из космоса на Землю. А вот о переходе из системы, где сила Кориолиса незаметна в ту, где она играет большую роль, и наоборот — известно было мало.
Правда, уже в 1960-х годах проводились опыты, показавшие, что человек не слишком хорошо приспосабливается к вращающейся кабине.
Но нынешнее исследование выявило любопытную закономерность. Когда перед человеком, манипулирующим различными предметами и нажимающим на всевозможные кнопки, поставлена чёткая задача, мозг мобилизуется и начинает компенсировать "неправильную" обстановку, где всё плывёт вбок.
Оказалось, что это очень интересный процесс. Сначала руки "не хотят" попадать туда, куда надо. Но всё сравнительно быстро приходит в норму.Дизио, профессор психологии университета Брендиса (Brandeis University), которому (университету) принадлежит и лаборатория Грэйбиля, предполагает: "Когда явная цель присутствует, мозг диктует желательное движение мускулам более точно. Отклонения от этого движения обнаруживаются сенсорной системой обратной связи с большей готовностью".
Откуда у людей эта способность приспосабливаться к вращению?
Исследователи полагают, что слабые силы Кориолиса, не замечая того, человек всё-таки учитывает при вращении в пространстве собственного тела; когда резко оборачивается на окрик, когда прыгает, одновременно бросая мяч, или поворачивается вокруг оси, пытаясь в то же время дотянуться до чего-то рукой.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Слева: траектория пальца, тянущегося к кнопке на стене. Правая траектория – первое время работы во вращающейся комнате, в середине – после адаптации, слева – при возвращении в неподвижную среду.
Справа: разброс точек попадания в серии испытаний — при неподвижной лаборатории, при вращении вправо и влево (иллюстрация с сайта graybiel.brandeis.edu).

 

-

В исследовании лаборатории Грэйбиля было немало удивительных открытий.
Например, выяснилось, что после некоторого времени, проведённого во вращающейся комнате, люди вообще переставали чувствовать силу Кориолиса. Мозг уже автоматически, незаметно для сознания, вводил поправки в движения тела так, что человеку казалось — всё в порядке.
И наоборот, после возвращения в нормальный мир некоторое время человеку казалось, что кто-то тянет его руки в сторону. Он не мог действовать нормально, словно эффект Кориолиса появлялся для испытуемого вновь, хотя тут-то его и не было.
Но стоило только совершить 10-20 попыток какого-нибудь целенаправленного движения, как мозги приходили в норму и "фантом Кориолиса" уходил.
Дизио и Лакнер установили, что человек хорошо приспосабливается к вращению своего жилища со скоростью до 25 оборотов в минуту, чего должно с избытком хватить для создания вращающихся станций и кораблей с искусственной гравитацией.
Далее экспериментаторы сделали оригинальный шаг — они заменили вращающуюся комнату роботом-манипулятором, который мягко отклонял запястье человека в одну сторону, пока испытуемый пробовал манипулировать предметами, нажимать кнопки или что-то бросать.
Оказалось, что в таком случае мозг также вырабатывают компенсирующую "политику", и со временем человек перестаёт замечать помеху.
Но стоило освободить его от связи с манипулятором — как фантомное давление в сторону появлялось в мозге.
Интересно также и то, что манипулятор можно было программировать на давление в различных направлениях и с различной силой.
Так исследователи изучали адаптацию человека к небольшой переменной силе Кориолиса, действующей на фоне какой-либо большей однонаправленной силы (например, силы, возникающей вследствие ускорения корабля при работе маршевых ионных двигателей).
Экспериментаторы установили, что и такое приспособление проходит успешно.
Но многие вопросы остаются пока без ответа. Насколько результаты опытов, основанных на движениях рук, применимы к координации более сложных движений всего тела?
Как на данный эффект влияет тяжесть предметов, которые нужно переносить? После первой адаптации и по прошествии времени, может ли человек повторно приспособиться к силе Кориолиса быстрее и легче, чем первый раз? Как лучше тренировать "закрученных" астронавтов для возвращения к обычной жизни?
Авторы исследования продолжают работу и усложняют опыты.
Кстати, по многочисленным проектам марсианской пилотируемой миссии, над которыми работают в США и в России, на борту корабля будет предусмотрена комната-центрифуга, для облегчения воздействия длительной невесомости и подготовки к высадке на Красную Планету.

Нарушение чтения имеет культурное происхождение
02.09.2004. www.Мednovosti.ru
Американские исследователи из Национального института психического здоровья (US National Institute of Mental Health) обнаружили, что китайские дети, как и школьники западных стран, тоже страдают нарушениями чтения. Однако у китайцев за безграмотность отвечают совсем другие участки мозга, чем у европейцев и американцев.
Дислексия - довольно распространенное нарушение чтения, не связанное с общим интеллектом и образованием. В культурах, где используется буквенная письменность, дислексией страдают от 5 до 10 процентов населения, в Китае - от 2 до 7 процентов.
Многие исследователи полагают, что дислексия связана с нарушениями в теменно-височной области мозга.
В новом исследовании приняли участие 16 детей, испытывающих трудности с овладением китайской грамотой. Электрическая активность их мозга изучалась с помощью современных компьютерных технологий.
Исследователи обнаружили, что проблемы китайских детей связаны с совершенно другой областью мозга - левой передней центральной извилиной. Это различие можно объяснить тем, что при чтении на европейских языках мозг обрабатывает информацию последовательно, а при чтении китайских иероглифов происходит мгновенное распознавание пиктографических образов.
По мнению профессора Чарльза Перфетти (Charles Perfetti) из Питсбургского университета, принимавшего участие в исследовании, это означает, что дислексия не вызывается чисто биологическими причинами, а имеет культурные корни.
Даже среди европейских языков нарушения чтения зависят от культуры. Например, дислексия у англоговорящих детей связана с нарушениями фонематического слуха, а у венгерских - с нарушениями кратковременной памяти.

МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ


Дэвид Кремер нашёл в голове место для нот (фото с сайта sciencedaily.com).

Учёные нашли то место в голове, где хранятся ноты
27.04.2005 Membrana
Аспирант Дэвид Кремер (David Kraemer) и его коллеги с факультета психологии и исследования мозга американского колледжа Дартмута (Psychological and Brain Sciences Department) нашли зоны коры головного мозга, отвечающие за музыкальные воспоминания.
Испытуемых помещали в магнитнорезонансный сканер, способный выявлять активные участки мозга, и давали слушать хорошо знакомую музыку.
В ходе опытов выяснились любопытные подробности. Так, если мелодия неожиданно прерывалась на короткое время, мозг продолжал её проигрывать по памяти, мысленно заполняя пропуски.
При этом, в зависимости от того, была ли музыка без слов, или композиции с текстом — активировались различные участки коры. В случае оркестровой музыки — всё более и более обширные по мере прохождения времени с момента отключения звука.
В случае же песен со словами — навязанные воспоминания больше "соредотачивались" на словах.
Мы сами можем убедиться, что если неожиданно прервать знакомую мелодию — мы, хотя бы какое-то короткое время, продолжаем её мысленно, про себя. Но теперь впервые учёные увидели, как действительно продолжает работать слуховая зона коры в такие моменты, даже когда в комнате наступает полная тишина.
Новая работа подтверждает гипотезу о том, что сенсорные (слуховые, визуальные, тактильные) воспоминания хранятся в мозге в тех же самых зонах, которые отвечают и за восприятие данного вида информации.

Технология чтения "мыслей" на расстоянии
28.04.2005. newscientist.com
Японский ученые из нейролаборатории ATR Computational Neuroscience Laboratories и американские ученые из Принстонского университета при помощи удаленного сканирования человеческого мозга прибором магнитного резонанса смогли осуществить «чтение мыслей».
Четырем испытуемым были продемонстрированы наборы параллельных линий в 1 из 8 возможных положений.
При помощи аппарата удалось расшифровать мозговую активность в каждом из случаев и определить, куда был направлен взгляд. Также учеными из University College London был проведен эксперимент, когда изображения показывались добровольцу на очень короткий промежуток времени (15 миллисекунд), когда даже сам человек не мог осознать увиденное. И в этом случае изображение мозговой активности давала возможность определить, что увидел человек.
Уже известно о подобных исследованиях с использованием имплантируемых в мозг электродов, но в данном случае все обошлось без хирургии.

Музыкальные галлюцинации: мозг мучает человека песнями
21.07.2005. Membrana
Музыка, сама по себе звучащая в голове. Знакомо? Бывает такое, наверное, с каждым, чего уж там. Прицепится какая-нибудь "девушка Прасковья", покрутится-покрутится и перестанет. Другое дело, когда мелодия начинает звучать беспрерывно и воспринимается, как будто приходит извне. Вот это — беда.
"Песня, время от времени играющая в вашей голове – это нормально. Другое дело, музыкальные галлюцинации, они становятся серьёзной проблемой. Люди не могут спать, не могут думать", — говорит британский психиатр Виктор Азиз (Victor Aziz), который вместе с коллегой Ником Уорнером (Nick Warner) недавно вновь обратил внимание учёных на психопатологическую проблему "музыки в мозге".
Что представляют собой эти галлюцинации, и каково с ними жить — объясним на примере.
Жила-была в Калифорнии 70-летняя женщина, назовём её мисс Мэгги. Однажды ночью она проснулась от небольшого, обычного как дождь в этих краях землетрясения. Наконец, земля перестала трястись, и Мэгги попыталась заснуть. Но тут она услышала мелодию — в голове довольно громко, но не оглушительно зазвучала грустная старая песня в духе "Как молоды мы были".
Когда Мэгги была девочкой, эту песню играл на пианино её отец. И вот теперь пожилая женщина сидит в кровати и слушает, заснуть не может. Песня продолжается, повторяясь в течение многих часов. Неизвестно как, но Мэгги удалось отключиться. Утром она пришла в себя под ту же "Как молоды мы были".
Постепенно, в течение нескольких месяцев репертуар обогатился, зазвучали другие мелодии. Музыка часто начинала звучать, когда Мэгги ложилась спать или когда вела автомобиль. В любом случае "концерт" длился по несколько часов. Звучание всегда было ярким, как будто неподалёку играл оркестр.
Разумеется, женщину это стало напрягать. Через какое-то время она нашла единственный способ выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играть радио — клин клином.
Вместе с тем, у мелодий в голове было ещё одно зловещее качество: даже самые любимые музыкальные произведения, единожды прозвучавшие "внутри", невозможно было воспринимать из обычных источников, они дико раздражали.
После нескольких месяцев пытки Мэгги всё-таки решилась обратиться со своей проблемой к врачу. Как ни странно, рассказ пациентки доктора не удивил. Он сообщил женщине, что та страдает от малоизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к небольшому, но существенному количеству людей, которые слышат музыку, которой просто нет.
Большинство страдальцев — пожилые люди. Песни часто являются к ним из самых глубоких "архивов" памяти. У одних звучит итальянская опера, которую в незапамятные времена любили слушать родители. У других грохочут гимны, играет джаз или шумят популярные мелодии.
Кто-то привыкает и даже получает удовольствие, но таких единицы
. Основная масса пытается музыку остановить: закрывают окна и двери, засовывают вату в уши или спят с подушкой на голове — не помогает, конечно.
Между тем, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. Например, знаменитый композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце жизни и зафиксировал этот факт – сообщил потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта.
Но эти галлюцинации долгое время не признавались медиками как самостоятельное расстройство. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата и даже пересадки печени.
Но ясно было только одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями, типа голосов и видений, так как человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения реальности.
Первое масштабное исследование музыкальных галлюцинаций было проведено в японской психиатрической больнице в 1998 году. Там обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 пациентов. Это соотношение, впрочем, не отражает реального положения дел, так как все пациенты имели серьёзные психические расстройства.
Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи выяснили, что наш мозг обрабатывает музыку через уникальную сеть нейронов. Сначала звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой, которая начинает обрабатывать звуки на самом основном их уровне.
Затем слуховая кора передаёт собственные сигналы другим областям, которые могут признать более сложные особенности музыки, типа ритма и мелодии.
Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать работать не так, как надо, не затрагивая своим "сбоем" никаких других областей мозга.

Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths), британский эксперт по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла (Newcastle University Medical School). В прошлом году он изучил шестерых пожилых пациентов, у которых музыкальные галлюцинации появились вместе с глухотой.
При помощи позитронной эмиссионной томографии учёный обнаружил несколько областей в мозге, который стали более активными во время музыкальных галлюцинаций. Результат доктора озадачил: "Я увидел почти то же, что и у нормальных людей, которые слушают музыку", — признался Гриффитс.
Главное отличие, по его словам, в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а используют только части мозга, ответственные за превращение простых звуков в сложную музыку.
Согласно гипотезе Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Поскольку этим областям нужна мелодия, они усиливают определённые звуки, которые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы.
Когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга могут попытаться ухватиться хоть за что-нибудь, за случайные импульсы и сигналы, попробовать создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так несколько нот могут внезапно превратиться в знакомую мелодию.
Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с трудом, но выйдет из нашей головы, поскольку постоянный поток информации, входящий в наши уши, подавляет эту музыку. У глухих этого потока, понятно, нет, поэтому они могут слышать музыку всё время.
Допустим, с музыкальными галлюцинациями у глухих Гриффитс разобрался. Но как быть со слышащими людьми, вроде мисс Мэгги? Мы возвращаемся к психиатру Виктору Азизу. Его исследование – самое свежее и, как говорят, самое масштабное за всё время.
По данным британских медиков, в возрасте 65 лет от музыки в голове страдает один из 10 тысяч человек (хотя истинные масштабы установить невозможно – многие свои мелодии скрывают). Тем и ценно исследование Азиза и Уорнера, так как они проанализировали аж 30 случаев музыкальной галлюцинации (в среднем пациенту было 78 лет, треть из них были глухими).
Выяснилось, что у женщин музыка играет в голове чаще, чем у мужчин. В двух третях случаев пожилым слышится религиозная музыка. Но Азиз считает, что "в будущем люди станут галлюцинировать и популярной, и классической музыкой, тем, что сегодня слышат постоянно".
Психиатры думают, что музыкальные галлюцинации происходят, когда люди лишаются богатой звуками окружающей среды, теряют слух или живут в изоляции, а дальше – практически те же объяснения, что и у Гриффитса.
При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг производит случайные импульсы, которые интерпретирует как звуки, затем обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается.
Азиз полагает, что музыкальные галлюцинации распространены и среди молодёжи, просто мы об этом не знаем. Любопытно, что доктор отыскал одного 28-летнего американца, который научился жить с галлюцинациями и даже нашёл в них источник комфорта — музыка в голове отражает его эмоциональное состояние.
"Она играет на заднем плане, как музыка в кинофильме, — говорит этот молодой человек. — Иногда эта мелодия останавливается, и это заставляет меня чувствовать себя неуверенно, будто я оказался не в том месте не в то время, кажется, будто что-то не так".
Музыкальные галлюцинации только пока считаются редким расстройством, но вскоре, по мнению Азиза, могут стать обычным делом, поскольку современный человек живёт в наводнённом музыкой мире.
Сейчас она звучит почти везде и практически отовсюду — не только из плееров, радиоприёмников, телевизора, но и в лифтах, спортзалах, торговых центрах, на улицах. Не исключено, что потом эта музыка сама по себе заиграет в головах. И ещё хорошо, если это будет не "девушка Прасковья".

Разгадан секрет навязчивых мелодий
26.02.2003. www.newsru.com
Подавляющее большинство людей во всем мире нередко страдают от навязчивых фрагментов мелодий, которые постоянно вертятся в голове, доводя некоторых до истерик и даже нервного срыва. Оказывается, есть действенные способы избавления от "нейропаразитов".
Как показали исследования, проведенные психологами из Университета Цинциннати, особенно сильно от отрывков популярных песенок страдают невротики, а также аудиофилы, часто и много слушающие разнообразную музыку - т.е. люди, с "чувствительной" психикой.
Кроме того, было установлено, что наиболее навязчивыми являются отрывки незамысловатых мотивчиков с многочисленными повторениями (чаще всего попсовых песен) и главное, с каким-либо незаконченным или неожиданным "шаблоном": прерванной гармонией, резким изменением ритма, или неожиданным переходом из мажора в минор и наоборот.
Именно поэтому реже всего "нейропаразитами" становятся фрагменты классических произведений или джаза - в первом типе музыки слишком мало простеньких ходов и повторений, во втором - слишком много рваного ритма и зачастую слишком мало "закономерных", легко запоминаемых, ходов, сообщает Russian NY.
Мозг человека, фактически на уровне подсознания, "не соглашается" с шаблоном, противоречащим его представлениям о гармонии, и пытается раз за разом подобрать правильный вариант, 'прокручивая' отрывок многие десятки или сотни раз. В некоторых случаях (у чересчур нервных людей) это может привести к сильной усталости и даже к нервным срывам!
Была также выяснена другая интересная закономерность - отрывки каких именно песен становятся "нейропаразитами": чаще всего ими становятся "фрагменты произведений, которые человек слушал в начале или в конце какого-либо конкретного и обособленного цикла действий".
Более простыми словами: шансы "крутиться в голове" больше всего у песенки, которую вы услышали, входя в супермаркет, или слушали по радио непосредственно перед тем, как выключить зажигание и выйти из машины. Кстати, абсолютным лидером среди нескольких сот опрошенных американцев стала знаменитая песенка 'Who Let The Dogs Out' в исполнении BahaMen.
Как гласит народная мудрость, чтобы избавиться от навязчивого мотивчика, необходимо пожевать веточку корицы, однако психологи считают, что гораздо более действенным средством будет пропеть навязчивую песенку от начала до конца, и лучше всего - вслух.

Боль? Все дело в голове
22.09.2005. Inopressa
Телесные страдания – это не только результат болезненных физических явлений, но и продукт деятельности мозга. Болевые ощущения от воздействия на сенсорные окончания воспринимаются потому, что нервные окончания в той части тела, где было осуществлено воздействие, передают сигнал мозгу. Но на это восприятие, согласно открытию американских ученых, может повлиять такой фактор, как ожидание боли.
Исследование группы ученых под руководством Роберта Когилла из департамента нейробиологии и анатомии Wake Forest University School of Medicine в Уинстон-Сейлеме, Северная Каролина, США, подтверждает существование важных участков мозга, позволяющих нам моделировать информацию, которая достигает тела, смягчая или обостряя ожидаемые страдания. Как сообщает журнал Американской академии наук, это открытие указывает путь к новым способам борьбы с болью, которые основываются не только на лекарственных препаратах, но и на психотерапии.
Ученые привлекли к эксперименту группу из 10 здоровых человек, которых подвергали болезненным воздействиям (теплом) и одновременно при помощи специальной аппаратуры фиксировали этапы деятельности мозга. Тепловое воздействие в области ног (не слишком продолжительное, чтобы не привести к ожогам) могло быть слабым, средним, сильным с соответствующими эффектами, сравнимыми с интенсивностью воспринимаемой боли.
Эксперты "подготовили" участников эксперимента к предвидению степени интенсивности воздействия: действительно, если между одним воздействием и последующим воздействием проходило лишь 7 секунд, участники эксперимента должны были ожидать более слабого тепла; если проходило 15 секунд, то – среднего, через 30 секунд тепловое воздействие должно было быть более сильным.
После такой подготовки ученые повторили эксперимент, изменив условия: проходило лишь 7 секунд между последующими воздействиями (участников эксперимента заставляли поверить, что они должны готовиться к менее сильной боли), но на самом деле воздействие было более интенсивным.
Болевые ощущения введенных в заблуждение людей были на 28% меньше в сравнении с предыдущим этапом эксперимента, когда они ожидали более сильного воздействия. Предупрежденная боль, в зависимости от стимула, снижалась, как будто участники получали дозу морфина. В соответствии с этим, зоны мозга, воспринимающие боль, вводились в заблуждение ложным ожиданием и воспринимали боль менее активно.
"Это означает, что боль – это не только результат сигналов, поступающих от пораженного участка тела", заявил Когилл, а "продукт взаимодействия между этими сигналами и информацией, которую разные люди воспринимают по-разному". "Болезненные ощущения в теле должны сниматься чем-то большим, чем просто пилюли, мозг в состоянии моделировать боль, и мы должны использовать эту способность", – сказал в заключение ученый.
 

_


 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Сердце колотится, руки потеют, а ведь убить вас пытают понарошку. Может, и мозг во время игры волнуется по-настоящему? (иллюстрация с сайта counter-strike.station.cz).

Мозг одинаково реагирует на виртуальное и реальное насилие
18.06.2005. Membrana
Профессор медицины Клаус Матиак (Klaus Mathiak) из клиники немецкого университета Аахена (Universitätsklinikum Aachen) провёл небольшое исследование мозговой деятельности опытных геймеров и предполагает, что мозг человека может реагировать на виртуальное насилие в игре почти точно так же, как на реальное.
Матиак пригласил для участия в эксперименте 13 молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет и предложил им видеоигры с элементами насилия, в которые эти ребята должны были играть в среднем по 2 часа каждый день.
Сам исследователь, пока геймеры искали и убивали террористов, а также пытались спасти заложников, просматривал мозг испытуемых с помощью магниторезонансного сканера.
Учёный имел возможность сравнить образцы деятельности мозга как во время боя, так и в менее агрессивные моменты игры.
Профессор обнаружил, что неизбежность насилия сделала более активными "познавательные" участки мозга, тогда как "эмоциональные" области во время борьбы были закрыты. Подобные результаты получали другие учёные, пытавшиеся моделировать сцены насилия иными способами.
Матиак сожалеет, что сканировать мозг человека, подвергающегося реальной агрессии, невозможно, однако утверждает, что игра вызывает практически те же процессы, и полагает, что видеоигры "обучают мозг, как реагировать на насилие".

 1    2    3   оглавление   5    6    7 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум