ЦИГУН
“ЦИ” – общий термин древнекитайской философии, обозначающий
все виды энергии. Или: все виды энергий и есть формы и проявления ЦИ.
Общепризнанным в китайской философии было представление о ЦИ как об
Истинной энергии – ЧЖЕНЬ ЦИ - бескачественном первовеществе, из которого
состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой Великим
единым — ТАЙ И, Великим началом — ТАЙ ЧУ, Великой пустотой — ТАЙ СЮЙ, Великим
пределом — ТАЙ ЦЗИ.
Движущаяся тонкая субстанция и движущая сила, как совокупность и предпосылка
различных проявлений жизни, составляют Жизненную энергию – ШЕН
ЦИ.
В человеке Жизненная энергия состоит из Изначальной и Обычной энергий. Изначальной
энергией – ЮАНЬ ЦИ называют индивидуальный запас Истинной энергии — ЧЖЕНЬ
ЦИ, закладываемый в человека в период от его зачатия до рождения.
Изначальную энергию, как и Истинную энергию, традиция соотносит «прежнему
небу» – первозданному состоянию Вселенной, предшествовавшему разделению
на силы Инь и Ян.
Обычную энергию – ФАНЬ ЦИ, приобретаемую в послеродовой период, в процессе
жизни человека, соотносят «последующему небу».
”Изначальное” – значит идеальное,
”последующее” – искаженное.
Считается, что правильная, истинная энергия – ЧЖЕНЬ ЦИ, начиная с рождения
человека претерпевает искаж ения и в течение жизни происходит
разбалансировка и растрачивание ее запаса. Разбалансировка энергий истощает
и приводит человека к увяданию и к смерти. Поэтому в гимнастиках цигун стремятся
вернуться к состоянию энергии «прошлого неба».
Термин – “ЦИ ГУН” переводится как «работа с жизненной энергией», «энергетическая
гимнастика». Упражнения цигун упоминаются в самых ранних письменных и изобразительных
источниках Китая. Наследие этого древнего искусства огромно и тщательно
разработано.
Во многих школах ушу и цигун практика цигун воспринимается как «самосовершенствование»
– СЮ. Целью практик в таких школах является постижение себя и мира как проявление
одухотворенных энергий. А возрастание духовной энергии ставится в зависимость
не столько от самих упражнений, сколько от направленности пути развития
самого практикующего: от качества его мыслей, его природы, многообразия
его устремлений – СИНЬ СИН. Так, на первый план выступает не цель достижения
благ или, например, сверхспособностей, а стремление следовать законам Вселенной,
максимально соответствовать им. И успехи на этом пути стоят в прямой зависимости
от качества СИНЬСИН. Таким образом, практикующий стремится к постижению
свойств Вселенной и к приведению СИНЬ СИН в соответствие с этими свойствами.
УШУ
“ТАЙ ЦЗИ” – категория китайской философии, выражающая идею «предельного
состояния бытия». В трактате «Чжоу И» – «Циклические перемены» говорится:
«…перемены имеют Великий предел, из которого рождаются сначала два образца
– Инь Ян, а потом все сущее».
“ТАЙ” – «великий» – подразумевает
достижение крайней точки, “ЦЗИ” – «предел» – означает приближение к
истоку.
“ТАЙЦЗИЦЮАНЬ” — гимнастика великого предела.
“ЦЮАНЬ” — гимнастика.
На протяжении веков приемы цигун, помогавшие практикующим чувствовать и
усиливать разные проявления ЦИ, следовать законам этих проявлений и управлять
ими, накапливались, формировались в комплексы последовательных действий.
Со временем, таких комплексов накопилось несколько десятков и сформировались
такие известные стили как Удан-тайцзицюань, Шаолинь-тайцзицюань, Чень-тайцзицюань
и много других мало распространенных стилей. На основе этого наследия были
созданы Ян-тайцзицюань, У-тайцзицюань, Ву-тайцзицюань.
Каждый стиль имеет свои особенности, однако все они проникнуты единой философской
базой и нацеливают практикующих на приближение к наиболее значительным,
тонким и глубинным проявлениям Ци.
Не исключено, что многие процессы, с которыми взаимодействуют практикующие
тайцзицюань или цигун, светской европейской культуре незнакомы.
Но очень много общего прослеживается между духовными практиками Европы
и Китая, а некоторые эпизоды жизни христианских святых вполне можно трактовать
как практику цигун.
Киевский городской благотворительный фонд "Китай клуб" открыт
к сотрудничеству и готов принимать участие в проектах других организаций
и отдельных лиц.
|