Д

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МАТЕРИАЛАХ САЙТА

Галактический колледж
galactic.org.ua
словарь

 

 
 ДАО  Иероглиф ДАО  состоит из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти.    

 
Исследователи относят создание теорий, разрабатывающих понятие Дао, к пятому - третьему веку до н.э. Самые древние письменные источники, рассматривающие Дао как философскую категорию, относятся ко второму веку до н.э.. Это два рукописных списка одного и того же небольшого текста приписываемого легендарному мыслителю Лао Цзы. В разные исторические периоды философский труд Лао Цзы имел разные названия, а с первого века нашей эры за ним закрепилось название "ДАО ДЭ ЦЗИН".
До русскоязычного читатель донести содержание этого небольшого произведения (5000 иероглифов), крайне сложно.
Первая трудность состоит в том, что в древнем китайском письме - "вэньянь" нет разделения текста на предложения.
Вторая трудность состоит в том, что не всегда достоверно известно точное значение иероглифа-слова.
Третья трудность перевода состоит в том, что переводчик неминуемо разрушая структуру оригинала искажает его, а в "Дао дэ цзин" структура текста имеет особую значимость.
На русский язык этот труд переводится разными исследователями совершенно по разному. Уже первое предложение состоящее (как принято считать переводчиками) из шести иероглифов допускает разные трактовки.
Вот первое предложение:
 

ДАО
КЭ - проявление, бытие, может быть.
ДАО
ФЭЙ - не есть (отрицание),
ЧАН - истина, вечное, постоянное.
ДАО
 

В трактате, термином ДАО автор называет ГЛУБОЧАЙШИЕ, изначальные аспекты ПРИЧИН ЯВЛЕНИЙ. ДАО - источник явлений но сами явления не показывают истину о источнике. ДАО тоньше и значительней любых проявлений, частных случаев БЫТИЯ. ДАО может восприниматься через ДЭ. Дэ проявляется как закономерности мира проявленного, как законы Вселенской Гармонии. О возможности следовать этим законам писал Лао Цзы.

ДАО - одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» Дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзи») Дао — закономерность чередования сил инь-ян.
 
 

 ДАОСИЗМ    (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.

  Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — Дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
 
 ЛАО-ЦЗЫ, легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма.
  Лао-Цзы - фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый младенец»), в традиции фигурируют, по крайней мере, три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. э. По этой версии, восходящей к главе «Жизнеописание Лао-цзы Хань Фэй-цзы» в «Исторических записках» (Ши цзи) великого историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.), Лао-цзы служил архивистом в чжоуском книгохранилище. Встречался с Конфуцием, который был на 55 лет моложе его, причем эта встреча произвела на молодого Конфуция неизгладимое впечатление. К концу своей карьеры разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Ханьгу (территория современной провинции Хэнань) он был остановлен неким «стражем заставы» Инь Си (Гуань Инь-цзы), по просьбе которого написал или надиктовал пять тысяч слов; так возник главный текст даосизма — книга «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Затем он продолжил путь в Индию, где его проповедь привела к возникновению буддизма (Лао-цзы представляли чуть ли не отцом самого основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы). 2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной «Нефритовой девы» (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой «народной религии» Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуань шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши), популярную фигуру так называемых «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как единому божеству. 3) Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу «Дао дэ цзин».
 
 ИНЬ — ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и
          постоянно переходящие друг в друга силы (женское — мужское, пассивное — активное, холодное — горячее и т. д.).
  Учение о силах инь — ян систематизировано в приложении к «Книге перемен» («И цзин»), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). Инь — ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала — ЦИ, а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь — ян; земля — нейтральна; металл, вода — инь). В неоконфуцианстве Инь — ян — проявления покоя или движения единой субстанции — Великого Предела (тайцзи ).
 

«ИЦЗИН», «И цзин» («Книга перемен»), Чжоу И [«(Книга) перемен (династии) Чжоу»].

  Наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.), использовавшаяся в гадательной практике. Состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими инь-ян, и их различных истолкований.

Дополнительно смотрите "КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ" (энциклопедия)
 

   

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -