н
е
й
р
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 2

 

Ключи к местоположению визуального сознания

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Мозг видит опасность в глазах

10.06.2003.  medlenta.ru
Группа ученых из университета Дартмута (США) провела сканирование мозга, чтобы понять, какие его части активируются при созерцании фотографий мужчин с выражением злости или страха на лице. Ранее ученым удалось показать, что район мозга, называемый амигдалой (или мозжечковой миндалиной), играет ключевую роль в распознании эмоций, подобных тем, которые отражены на этих лицах. Исследователей заинтересовало, что происходит с мозгом, если взгляд изображенного на фотографии отведен таким образом, что не направлен смотрящему прямо в глаза. Оказалось, что если взгляд отведен, то мозговая активность становится значительно больше если на фотографии показано злое лицо. Если же лицо испуганное, то гораздо большую активность вызывает изображение, взгляд которого направлен в глаза.
Исследователи предполагают, что объяснение кроется в чувстве опасности, если сигнал опасности исходит из неопределенного источника, от мозга требуется больше усилий, чтобы его обработать.

"ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ" - с закрытыми глазами человек может видеть внутренние картины мира.
31.10.2003. Инопресса
Источники: Brain fakes it - Nature News Service Spontaneously emerging cortical representations of visual attributes - Nature Neuroscience: Firing up perception - Nature Press Release for 30 October Issue

Склонность людей во всем окружающем видеть то, что они заранее ожидают увидеть, может быть вызвана характерной мозговой деятельностью, в результате которой постоянно генерируются некие виртуальные предощущения. Такой вывод был сделан израильскими учеными на основе изучения спящих котов.
Даже тогда, когда глаза животных были закрыты, исследователи продолжали регистрировать спонтанные формы активности нейронов, подобные тому, что вызывают реальные события. Удивительно, но речь идет о первичной зрительной зоне коры головного мозга (primary visual cortex) - области, которая, как ранее считалось, служит исключительно для пассивной регистрации визуальных стимулов.
Чтобы сделать это открытие, Тал Кенет (Tal Kenet) и его коллеги из Научного института Вейцманна (Weizmann Institute of Science) применили чувствительные к электрическому напряжению флуоресцентные красители, нанесенные на поверхность обнаженного мозга усыпленных с помощью обезболивающих средств котов. Эти красители меняют цвет нервных клеток (невроцитов, нейронов), рассматриваемых под микроскопом, в зависимости от степени испытываемого ими возбуждения.
Подобно неправильно настроенному экрану телевизора, порождающему мелькающие случайные изображения, отдыхающая кора головного мозга временами спонтанно воспроизводит яркие картины внешнего мира. Это выглядит так, будто глаза в этот момент были открыты и видели реальные объекты. Особо подчеркивается, что речь идет не о сновидениях, поскольку описываемые процессы проходят на достаточно низком уровне в обычной цепочке обработки информации, как будто бы воображаемые картинки прыгали бы прямо перед закрытыми глазами. Значение этих внутренних "остаточных явлений" пока неясно. Они могут, например, отражать воспоминания, неявные ожидания, предвкушения или просто предметы, потенциально важные для субъекта.
Если то же самое верно и для людей, то эти виртуальные сцены могли бы даже представлять собой своеобразные "предсказания" нашего мозга касательно того, как окружающий наш мир должен выглядеть в тот или иной момент времени. Сенсорная стимуляция в таком случае может каждый раз модернизировать такие предвзятые мнения - и мы после этого по-другому смотрим на мир, когда снова открываем наши глаза.
Например, когда мы видим крошечное пятнышко на стене, и нам нужно понять, муха это или нет, некий участок на поверхности нашего мозга протяженностью в несколько миллиметров приходит в возбужденное состояние. Активизировавшиеся сотни тысяч нейронов сообща помогают решить, что это пятнышко напоминает, каковы его свойства: темное ли оно, зеленое, пушистое, вытянуто ли по вертикали или горизонтали? Некоторые нервные клетки чрезвычайно возбуждены, когда пятнышко вертикально, другие реагируют больше на горизонтальные или диагональные объекты. Так что вертикальное пятнышко порождает острова каких-то очень активных нейронов в море более спокойных, тогда как наклонное пятнышко дает в целом иную конечную структуру. Нейробиологи называют такие площадки в коре "картами ориентации" ('orientation maps').
До сих пор считалось само собой разумеющимся, что мозг не производит эти "карты", когда глаза закрыты. Продолжающаяся активность в коре воспринималась как случайное явление, подобное помехам на экране телевизора, отключенного от антенны. Интригующе поэтому выглядит вывод о том, что мозг, вероятно, просто методически "прокручивает" свои внутренние изображения. При этом оказываются задействованы и характерные связанные с той или иной картинкой "карты ориентации" - одна за другой, - что и удалось пронаблюдать израильским исследователям.
Новые данные решительно поддерживают теории "нисходящего" механизма восприятия, считает Дарио Рингач (Dario Ringach) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Преобладающая же до сегодняшнего дня теория опиралась исключительно на концепцию "восходящего" восприятия, при котором информационные потоки, поступающие от глаз, затем подвергаются более высокоуровневой обработке в специальных мозговых центрах.

  ВИДЕНИЕ
 

Компьютерная реконструкция одной секунды звука, вырабатываемого vOICe

Слепых учат видеть ушами
08.10.2003 www.news.bbc.co.uk
Мишель Томас учится видеть звуки. Для этого она использует мобильный телефон со встроенной в него видеокамерой.
Слепая от рождения, Томас теперь может "видеть" стены и двери своего дома, определять включен или выключен свет и даже отличать лазерный диск от флоппи.
Она научилась всему этому за неделю использования новой революционной системы.
Разработанная голландцем Питером Мейером, сотрудника научно-исследовательского отдела компании Philips, система называется vOICe.
Она преобразует изображения, снятые на камеру, в сложную систему звуков, которые затем передаются пользователю через наушники.
Весь набор состоит из камеры-телефона, прикрепляемой к голове человека, стерео-наушников и портативного компьютера.
Все это вместе стоит около 2,5 тысяч долларов. Необходимое программное обеспечение можно бесплатно скачать в сети.
Мейер делает ставку на адаптируемость человеческого мозга. Он надеется, что слепые научатся реконструировать в уме образы, которые они получают в виде звука, и благодаря этому, фактически смогут видеть.
"Мы предполагаем, что мозгу в конечном счете все равно, на каком "носителе" он получает информацию, важно содержание этой информации", - говорит Мейер.
"В конце концов, сигналы, создаваемые оптическим нервом, ничем не отличаются от всех остальных. То, что вы видите - на самом деле представляет из себя конструкцию, которую ваш мозг создает из всех этих сигналов", - продолжает ученый.
vOICe использует кардинально иной подход, нежели так называемые бионические глаза, имплантируемые в мозг или сетчатку глаза.
Новая система не предполагает хирургического вмешательства, создает куда гораздо более точное изображение (до нескольких тысяч пикселей) и не зависит от органов зрения человека.
"Все предметы обладают своим уникальным звуком, и как только вы поймете принцип действия системы, вы сможете видеть, что вас окружает", - рассказывает Томас.
Сейчас более ярко окрашенные предметы производят более высокочастотный звук, а встроенный определитель называет цвет предмета.
Система не позволяет "увидеть" быстро движущиеся машины или распознавать написанное мелким шрифтом, она дает возможность узнавать здания, читать вывески и даже смотреть телевизор.
Сравнивая это с изучением иностранного языка, Мейер полагает, что через какое-то время пользователи освоятся с преобразованием звуковой картины в визуальную, и смогут делать это "на автомате", не задумываясь.
Кевин О'Риган из Французского национального научного центра в настоящий момент оценивает перспективы использования vOICe.
Он считает, что, будучи усовершенствована, система может по крайней мере служить в качестве суррогатного зрения для полностью слепых.
"Проблема в том, что зрение это очень широкополосная система, и неизвестно, сможем ли достичь такой же широкополосности при помощи других систем", - говорит он.
Компания Blue Edge Bulgaria уже разработала упрощенную, но при этом удобную в использовании версию программных продуктов vOICe для телефона Nokia 3650.
Ее можно бесплатно сгрузить с сайта vOICe.
Смотрите отзывы пользователей vOICe
  www.galactic.org.ua/Prostranstv/n-f-4.htm

Первый прозревший
ВИДЕТЬШестидесятидвухлетний американец Джерри Н. способен прочитать номер дома на стене, не натыкается на предметы, смотрит телевизор, умеет путешествовать по Интернету, не промахнется, вешая свою шляпу на гвоздь... В этом не было бы ничего удивительного, если бы он не потерял зрение более 20 лет назад.
Дело в том, что Джерри Н. получил систему искусственного зрения, над которой группа инженеров под руководством Р. Добелла работала более 30 лет. На очках бывшего слепого смонтирована миниатюрная телекамера, сигналы от которой поступают в компьютер, укрепленный у него на поясе. После переработки эти сигналы поступают прямо в мозг, в зрительную кору, через вживленные туда 68 платиновых электродов. Искусственное зрение много слабее натурального, но все же позволяет вести почти нормальную жизнь.

СИНЕСТЕЗИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ

По словам Хиндерка Эмриха (Hinderk Emrich), заведующего отделением клинической психиатрии и психотерапии Высшей медицинской школы Ганновера, снимки, полученные с помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса, не только свидетельствуют о том, что явление синестезии действительно существует, но и открывают новые перспективы в ее изучении.
Томограммы с сайта
http://www.farm-en.ru/index.php?where=article&id=257

Тайна синестезии
23.08.2004.  Грани.Ру
Источники: Weird links with words and colours in the mind - New Scientist

Синестезия (от греческого synáisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение, в противовес "анестезии" - отсутствию каких-либо ощущений) - это особый феномен человеческого восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Типичный пример проявления синестезии - "цветной слух" и звуковые переживания при восприятии цвета. В той или иной форме все это встречается достаточно часто, однако людей, по-настоящему убежденных в том, что "пятерка - именно желтая или зеленая", а "понедельник - серый или коричневый", не так уж и много. Примечательно, что подобные ассоциации вовсе не однотипны у разных индивидуумов и с одной и той же тональностью могут связываться, например, разные цветовые представления.
Виды синестезии различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (так называемые фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. Они могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на практически все ощущения от каких-либо органов чувств. Пик интереса к этому феномену пришелся на рубеж ХIХ и ХХ столетий. Тогда смешением чувств активно интересовались не только медики и психологи, но и люди искусства. Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами и поэтами. Когда-то это привело музыканта Александра Скрябина к мысли о "синтетическом искусстве", где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма "Прометей", 1910), а французских символистов (Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер) - к созданию знаменитых сонетов, посвященных звукам и цветам. К "синестетикам" относят многих поэтов, писателей и художников, на первый взгляд очень разных: Василия Кандинского и Льва Толстого, Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского.
"Синестетические" ассоциации могут быть весьма причудливыми, непредсказуемыми и фантастическими, даже "сверхъестественными". "Вполне нормальные" во всем остальном люди, с детства "пораженные" синестезией, заявляют часто в весьма категоричной форме, что буквы, слова и числа имеют врожденные цвета. Причем даже когда их тестируют многие годы спустя, они придерживаются тех же самых ассоциаций. Однако механизм формирования всех этих "соответствий" до сих пор полностью не выявлен.
В 1996 году Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen) и его сотрудники из Кембриджского университета (Великобритания) установили, что приблизительно один из двух тысяч человек имеет подобные "жесткие" связи, и это, вероятно, является генетической наследственной чертой, закодированной в X-хромосоме (Perception, vol 25, p 1073). По другим данным, на одного синестетика приходится до 25 тысяч "нормальных" людей. Женщин-синестетиков больше, чем мужчин: в США в три раза, а в Англии - в восемь, причем обладатели этого редкого свойства в большинстве своем не правши - они либо левши, либо люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой. Синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве.
Теперь новое исследование слепых от рождения и ослепших с возрастом людей, проведенное Меган Стивен (Megan Steven) и ее коллегами из Оксфордского университета, показало: при том что роль генов в этом явлении остается существенной, она может оказаться все же не определяющей. Стивен и ее группа обследовали шестерых человек, ослепших уже в зрелом возрасте и обладающих "синестетическими" способностями. Причем трое из них превратились в "синестетические феномены" только после того, как совсем ослепли.
Так, один из обследуемых, мужчина, обозначаемый в исследовании как JF, всегда думал о днях недели и месяцах как об "окрашенных" в определенные цвета. Звуки музыкальных инструментов в оркестре и даже размеры оплаты его работы также были, по его мнению, "закодированы" каким-либо цветом. После того как ему пришлось изучать шрифт Брайля (специальная печать изданий, предназначенных для слепых, - выпуклыми точками на плотной бумаге), он начал испытывать цветовые ощущения, когда касался тех или других выпуклых символов, обозначающих буквы, номера или музыкальные ноты. Подобные ощущения возникали даже тогда, когда он просто думал о том, как их трогает. Стивен указывает, что люди вроде JF, сталкиваясь с новой реальностью и необходимостью адаптироваться к новым условиям и ощущениям, изучать что-то новое, должны приспосабливать свою синестезию, имевшую место и раньше, так, чтобы снова реально "включить" ее. Но остается нерешенным принципиальный вопрос: все ли индивидуумы могут приспособиться к тому, чтобы поддерживать эти новые необычные ассоциации, или это также какая-та редкая человеческая особенность?
Признаки того, что подобные ассоциации могли бы быть вполне универсальны, появились после обследования другого участника эксперимента, DB, который, насколько ему известно, не был раньше "синестетиком", но когда во время временной потери зрения он бывал слеп в течение пяти последовательных дней, то очень ярко видел некое устрашающее лицо всякий раз, когда слушал специфический пассаж из "Реквиема" Моцарта. Это происходило только тогда, когда он лишался зрения. Хотя эта ментальная ассоциация не была подлинной синестезией, она действительно обладала многими характерными признаками этого состояния, по крайней мере так заявляют исследователи. То есть переживание было воспроизводимым, последовательным (однозначным) и вызывалось одним и тем же определенным воздействием.
Все это предполагает, что даже "несинестетики" (то есть "обыкновенные" люди) могут иметь какие-то нервные (невральные) механизмы для воспроизведения чисто "синестетических" случаев (ведь понимаем же мы - и вполне принимаем, даже восхищаемся! - стихи и метафоры, сотворенные "синестетиками") и что изменения в мозгу могли бы подвергать нас таким воздействиям.
"Такое явление не может полностью определяться генетикой", - считает Стивен. Она предполагает, что в случае "несинестетиков" "входы" визуальных сигналов могут подключаться (ингибировать) к тактильным (осязательным) и слуховым "входам" к "визуальным" областям. "Когда нет больше визуального возбуждения, возможны и другие связи, которые становятся приоритетными", - говорит она.
Барон-Коэн согласен с тем, что гены и окружающая среда, вероятно, взаимодействуют при формировании явления синестезии. Однако он сомневается в том, что "нетипичные" случаи, подобные тем, что фигурируют в новом исследовании, помогут нам получить какую-либо достоверную и однозначную информацию. "Мы должны быть осторожны при исследованиях явлений, которые лишь внешне напоминают синестезию - вроде цветовых галлюцинаций у пациента, слепшего в течение пяти дней. Ведь это может только внешне напоминать работу тех механизмов, которые вызывают к жизни "естественно встречающуюся" синестезию", - говорит он.

Когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%?
04.11.2004 Membrana
Есть такой миф или, если угодно, шутка. Будто бы мы используем всего 10% возможностей нашего мозга. И вот американские учёные действительно обнаружили, что примерно 80% наших "мозговых мощностей" решает задачи, абсолютно нам неизвестные.
Любопытно, что эта тайная подсознательная деятельность (возможно, это переработка наших мыслей и опыта) не происходит в самых "молодых мозгах".
"Мы обнаружили нервную деятельность, которая по-настоящему удивила нас", — признаётся Майкл Вилики (Michael Weliky), адъюнкт-профессор из университета Рочестера (University of Rochester), который желая выяснить, как нейроны "расшифровывают" наш мир, и как формируется наше восприятие действительности, вместе со своими коллегами провёл эксперименты на 12 хорьках.
Проходили эти опыты так. Учёные внедрили в область коры головного мозга, которая обрабатывает визуальную информацию, электроды и контролировали активность мозга животных в ходе просмотра клипов из первой "Матрицы", телевизионных помех, а также в то время, когда хорьки сидели в кладовке – в полной темноте.
В опытах участвовали три группы хорьков: детёныши, только-только открывшие глаза (это происходит спустя 30 дней после рождения), молодые самцы и взрослые животные.
Новорождённые хорьки в ответ на визуальные раздражители не продемонстрировали почти никаких "мозговых образцов", связанных с увиденным. Судя по всему, с задачей это увиденное правильно осмыслить, молодой мозг в полной мере справиться не может — чего-то не хватает. Учёные говорят, что это напоминает дислексию.
Вторая группа особых сюрпризов не преподнесла. Какая-то деятельность в мозгах животных постарше зафиксирована была, но различий между сидением в темноте и просмотром "Матрицы" заметить так и не удалось.
Однако когда кино или помехи смотрели взрослые хорьки, активность деятельности их мозга увеличилась на 20% и "отразила" изображения, которые они видели.
Более того, старшее поколение хорьков ещё раз удивило профессора. Поместив животных в тёмную комнату, Вилики ожидал, что их визуальные нейроны испытают недостаток деятельности, связанной с "визуальной действительностью".
Невропатологам давно известно, что даже в темноте в мозге происходит некая деятельность, но образцы этой деятельности никогда не исследовались.
Так вот, никаких образцов, коррелированных с визуальной действительностью, эти хорьки не показали, но 80% коры мозга хорьков всё равно "жужжали", как будто занимаются обработкой визуальной информации.
Вилики объясняет это так: когда мы растём, наши мозги учатся идентифицировать внешние изображения в соответствии с нашим внутренним пониманием мира. В то время как молодой хорёк (или ребёнок) может заметить помехи или кинофильм, он не способен отличить одно от другого.
"Это означает, что мозги взрослых, даже когда им обрабатывать, казалось бы, вообще нечего, продолжают что-то обрабатывать в огромных количествах, и занимаются этим те самые 80% — говорит учёный.
— Мы думаем, что когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%, а когда вы открываете их, получаете недостающие 20% и достигаете 100%. Большой вопрос здесь — чем занимается "бездельничающий" мозг? Очевидно, он делает что-то важное".
Взрослые же имеют "историю видения", поэтому они интерпретируют внешний мир на 80% за счёт внутренней работы мозга.
Глаз собирает изображения, мозг их обрабатывает, но 80% деятельности могут работать с представлением о мире, уже имеющимся в мозге.
Группа Вилики планирует продолжить эксперименты с хорьками — исследователи собираются лишить группу молодых и взрослых животных внешнего возбуждения.
18 часов в сутки они будут находиться в темноте, а 6 часов смотреть на телевизионные помехи.
"Если мы сможем узнать, что происходит в их мозгах при отсутствии нормальной окружающей среды, то, возможно, найдём ответ на вопрос, как нормальный организм развивает восприятие и интерпретацию", — объяснил учёный.
Что же касается "Матрицы", то хорьки, похоже, уже имеют своё мнение об этой трилогии. "Мы пробовали показать им фрагменты из второй и третьей частей, — смеётся Вилики, — но хорьки отказались смотреть".
Шутки шутками, но по большому счёту, во всей этой истории мало что понятно. Хорошо бы, чтоб 80% возможностей нашего мозга включились и осмыслили, чем они там всё-таки занимаются.

Мозг слепых умеет "видеть" звуки
28.01.2005.  www.utro.ru
Первый раз с феноменом острейшего слуха у слепого человека я столкнулся в детстве, читая увлекательную книжку Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ". "Ничего, Билли, сиди, где сидишь, – сказал нищий. – Я не могу тебя видеть, но я слышу, как дрожат твои пальцы", – фраза слепца Пью в самом начале романа. Собственно, факт общеизвестный: слепые как компенсацию за отсутствие зрения получают (вырабатывают в себе) поразительный слух.
А вот каким образом они его получают (вырабатывают) – на этот вопрос попытались ответить ученые из канадского университета Монреаля. Они утверждают, что у слепого человека зрительные зоны головного мозга – очевидно за отсутствием работы по прямому назначению – начинают участвовать в определении источника звука, сообщает Nature. А журнал Public Library of Science Biology добавляет, что полученные исследователями результаты впервые обнаружили связь между повышенным слухом у слепых и увеличением активности у них зрительной коры мозга.
Собственно, дальше идет рассказ о самих экспериментах. Участие в них приняли 19 добровольцев, из которых 12 человек были слепыми от рождения либо потеряли зрение в самом раннем детстве. Ученые усадили испытуемых перед рядом из 16-ти звуковых колонок, которые воспроизводили звуки длительностью в считанные доли секунды. Задание было сверхсложное: добровольцам необходимо было определить, из какой именно колонки доносился каждый звук. При этом исследователи включали по одной колонке в совершенно произвольном порядке.
Надо ли говорить, что ни одному из зрячих такое задание оказалось не под силу? Зато пятеро слепых сумели определить источник звука с точностью до 15 градусов. И даже после того, как этим пятерым заткнули по одному уху, они продолжали довольно точно указывать направление на звук.

Дальше – дело современной техники: с помощью позитронной томографии ученые определили, что выполнение этого задания у пятерых участников эксперимента сопровождалось повышенной активностью зрительной зоны головного мозга. У прочих участников, не справившихся с заданием, такой картины, понятное дело, не наблюдалось.
Нейрофизиолог Франко Лепор, один из руководителей эксперимента, утверждает, что это исследование как нельзя лучше проиллюстрировало пластичность человеческого мозга. Мозг слепых от рождения (ослепших в раннем детстве) претерпевает реорганизацию, после которой эти люди могут максимально использовать звук в качестве ориентира в окружающей среде, что и позволяет им приспособиться к жизни без зрения.

..."Пью и правда был вроде бешеного. Последние возражения разбойников окончательно разъярили его. В припадке неистовой злобы он поднял свою клюку и, бросившись вслепую на товарищей, принялся награждать их ударами". Как теперь выясняется, этот слепой разбойник не был феноменом.

У слепого от рождения художника обнаружено "ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ"
31.01.2005. Корреспондент.net
Научные тесты выявили "внутреннее зрение" в мозге незрячего художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже света, но с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи, которых он никогда не видел, сообщает британский журнал New Scientist.
Сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе рисования "включается" зрительная область коры головного мозга почти в такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его видел. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести годы спустя.
Тестирование Армагана проводились в США, уточняет New Scientist. Феноменальный художник пишет картины пальцами рук, накладывая на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, идут в ход другие цвета, что создало уникальную художественную технику. Сначала Армаган делает набросок. Он проводит по поверхности холста клинышком, оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.
Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру, Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он запомнил, что небо должно быть голубым, море - синим, а трава - зеленой.
Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам, Армаган прославился не только в Турции, но и получил известность за рубежом.

Левши и правши видят мир по-разном
08.02.2005  Utro.ru
Людей давно интересует тот факт, почему некоторые представители homo sapiens все делают правой рукой, а другие левой. Британские психологи из Бирмингемского университета сделали еще один шаг к раскрытию этого феномена. Оказывается, даже окружающий мир левши и правши видят по-разному.
Английские ученые установили, что левши для того, чтобы распознать и проанализировать визуальные образы, используют противоположное полушарие мозга, нежели правши. Ранее уже было доказано, что у левшей центры распознавания языка и, возможно, ориентирования в пространстве, также расположены в отличном от правшей полушарии.
В ходе исследования выяснилось, что если у правшей при оценке образа в целом активизируется правое полушарие мозга, а при рассматривании деталей – левое, то у левшей все происходит с точностью до наоборот. Во время эксперимента ученые использовали технику межчерепной магнитной стимуляции, под воздействием которой на время нарушается работа головного мозга. Во время этой процедуры испытуемым предлагалось рассматривать картинки. Когда психологи воздействовали на левое полушарие правшей, то им было тяжело сконцентрироваться на деталях. Аналогичный эффект возникал, когда стимулировали правое полушарие у левшей.
По словам ученых, у левшей и правшей наблюдается полная симметрия. Исследователи также полагают, что даже одинаковая травма мозга может иметь для них различные последствия.
В то же время некоторые ученые сомневаются в выводах, которые сделали их коллеги из Бирмингема. Например, психолог Стивен Уильямс уверен, что различия не могут быть настолько явными. В качестве примера он приводит исследование, которое показало, что у правшей центр распознавания языка находится в правом полушарии, а у левшей – наоборот. Однако в дальнейшем выяснилось, что у 70% людей, которые лучше владеют левой рукой, этот центр также находится в левом полушарии, как у правшей. Остальные 30% использовали оба полушария одновременно.
Долгое время умы ученых тревожила еще одна проблема: кто дольше живет – леворукие или праворукие? Сначала считалось, что левши испытывают большие проблемы с пространственным ориентированием, а потому чаще погибают в результате несчастных случаев. Однако впоследствии исследователи опровергли мнение о том, что левши умирают преждевременно чаще, чем правши.
Так что не стоит слишком уж много времени уделять проблеме: левша вы или правша. В любом случае, и те и другие являются обыкновенными людьми, пожалуй, только с небольшими отличиями.

Обезьяны - визуалы
02.03.2005. Компьютерра №8
Ученые Национального института умственного здоровья в Мэриленде (США) с помощью томографии изучали процессы, происходящие в мозгу у макак резусов. Когда обезьяны слышали звуковые сигналы, сообщающие о пище или хищнике, томограф регистрировал увеличение активности в участках коры, обрабатывающих зрительные образы. Другие звуки не вызывали такой реакции. Итак, есть веские основания полагать, что, услышав «слово» своего языка, обезьяны зримо представляют себе то, что им обозначается!

Искусственный глаз вернет зрение слепым
06.04.2005 elementy.ru
Профессор Жислен Даньели (Gislin Dagnelie) из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе продемонстрировал общественности «искусственный глаз» — прибор, с помощью которого даже безнадежно слепому человеку можно вернуть зрение, сообщает BBC News.
«Бионический» глаз имеет ширину 3 мм. Человек с таким имплантатом должен носить специальные очки с видеокамерой. Световой сигнал проходит через камеру и передается на небольшой беспроводной компьютер, где он обрабатывается и поступает на электронный светодиодный экран очков, а затем в виде инфракрасного изображения отражается на чип. Чип, подобно живым клеткам сетчатки, превращает световой сигнал в электрический и передает его в зрительный нерв.
Каждый микроэлектрод отвечает за формирование одного «пикселя». Соответственно, чем больше таких раздражителей, тем более четкой получается «картинка». Продемонстрированный профессором Даньели прототип работает пока с небольшим количеством электродов, однако готовый образец сможет выдавать уже от 50 до 100 пикселей. Не густо, особенно если сравнивать с мультимегапиксельными цифровыми камерами современных мобильных телефонов, но, как утверждает Даньели, достаточно, чтобы существенно облегчить жизнь человеку, вынужденному передвигаться ощупью. По его словам, прибор будет достаточно чувствительным, чтобы бывший слепой смог найти дверь или спокойно пройти через комнату, заставленную мебелью.
По мнению господина Даньели, разработанный им прибор может оказаться особенно полезным для людей с макулярной дегенерацией сетчатки — самой частой причиной слепоты. Макула — центральный участок сетчатки — отвечает за центральное зрение (включая возможность различать мелкие детали и воспринимать цвета).
В настоящее время в мире насчитывается 1,5 млн невидящих людей, чья слепота вызвана пигментозным ретинитом, и еще 700 тыс. человек из западных стран ежегодно заболевают макулярной дегенерацией. Обе эти болезни вызваны разрушением сетчатки — у больных умирают светочувствительные клетки — палочки и колбочки, превращающие световые лучи в нервные импульсы, но остаются неповрежденными пути, проводящие нервный сигнал.
Однако дегенерация макулы приводит к постепенной, но необратимой потере зрения.
Острота зрения 20/20 считается нормой, а 20/400 — полная слепота. Врачу Даниэлю Паланкеру, занимающемуся разработкой бионического глаза, и его команде удалось достичь значения 20/80. «При зрении 20/80 вы можете различать крупные предметы и вести независимый образ жизни, — говорит Паланкер. — Это огромный шаг вперед»..
Ожидается, что в течение ближайшего года Даньели сможет приступить к испытаниям своего устройства на людях.
Однако прежде чем устройство можно будет опробовать на людях без ущерба для их здоровья, Паланкеру и его команде предстоит тщательно протестировать имплантанты большего размера на животных, более крупных, чем крысы.

 1   оглавление    2 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум