АДВОКАТ КЛУБ               galactic.org.ua               ТИБЕТ

ТИБЕТ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОННОСТЬ

ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

(Октябрь 1997 г.)

Издано Департаментом Информации и Международных Связей Центральной Тибетской Администрации, Дхарамсала, Индия Январь 1998 год

Печатается по изданию International Commission of Jurists Tibet: Human Rights and the Rule of Law December 1997

Настоящий отчет посвящен проблеме соблюдения законности и прав человека в Тибете*, включая право на самоопределение и прочие коллективные права; экономические, социальные и культурные права; а также гражданские и политические права. Несмотря на то, что отчет охватывает весь период начиная с вторжения Китая в Тибет в 1950 году, основное внимание уделено событиям последних лет.
___________
* Под "Тибетом" здесь подразумевается "этнографический" Тибет, то есть все Тибетское нагорье, включая так называемый Тибетский автономный округ (ТАО), а также населенные преимущественно тибетцами пограничные китайские провинции Сычуань, Гансу и Юннан. Китайцы, говоря о Тибете, имеют в виду лишь часть этнографического Тибета, известную ныне как ТАО.

В отчете указывается, что репрессии в Тибете существенно усилились после Третьего национального съезда по работе в Тибете 1994 года, на котором китайские руководители высказали мнение о том, какое влияние оказывает находящийся в изгнании Далай-лама на политическую нестабильность в Тибете и выработали новую стратегию поведения в отношении этого региона. Съезд утвердил программу быстрого экономического развития региона, включающую в себя переселение большого числа китайцев в Тибетский автономный округ (ТАО), а также одобрил меры, направленные на борьбу с влиянием Далай-ламы и против инакомыслящих. Результатами Съезда стали: усиление контроля за религиозной активностью и беспрецедентная со времен Культурной революции кампания по дискредитации Далай-ламы; резкое увеличение числа арестов по политическим мотивам; усиление надзора за потенциальными диссидентами и репрессий в отношении всех форм протеста, даже не связанного с политическими мотивами.

В 1996 году началась новая волна эскалации репрессий в Тибете, отмеченная интенсивной работой по перевоспитанию, проводимой в монастырях, в рамках которой от монахов требуют демонстрации своей лояльности к властям, наложением ограничений на распространение информации о положении в Тибете, осуждением ряда высокопоставленных религиозных лидеров и изъятием фотографий Далай-ламы из общественных мест. Восьмилетний мальчик, объявленный Далай-ламой в качестве перерождения Панчен-ламы, второй по важности фигуры в буддийской церковной иерархии Тибета, до сих пор содержится под арестом. Одновременно с этим китайские руководители развернули кампанию, направленную против традиционных проявлений тибетской культуры, считая ее препятствием прогрессу и источником национализма, а в 1997 году они объявили буддизм "иностранной культурой".

В основе всех этих нарушений прав человека и нападок на тибетскую культуру лежит отрицание главного права тибетского народа -- права на самоопределение. Именно с целью насаждения своих чуждых и непопулярных в Тибете законов китайцы стремятся подавить в этой стране всякий национальный протест и все чисто тибетские культурные проявления. Именно с целью колонизации Тибета Китай стимулирует и поощряет массовую миграцию китайцев в Тибет, где они уже доминируют в сфере политики, безопасности и экономики.

ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ

Согласно законам и Конституции КHР, Тибетский АО и прочие автономные области Тибета наделены ограниченной автономией, и большинство решений местных органов власти нуждается в одобрении центральных властей. Hо реальное влияние, которое тибетцы могут оказывать на решение своих собственных проблем, еще меньше в силу сосредоточения всей полноты власти в руках Китайской Коммунистической Партии (ККП), а также благодаря отстранению тибетцев от сколько-нибудь существенного участия в деятельности региональной и местной администрации. В результате, несмотря на то, что формально тибетцы обладают правами автономии, на практике они почти всегда оказываются в положении подчинения более властным органам китайского правления. Все местные органы управления контролируются комитетами и "ведущими группами" из ККП, которые в своих действиях совершенно не исходят из представлений об автономии. Китайцы занимают ключевые посты в армии и полиции. Hа протяжении своей истории Тибет неоднократно являлся разделенным государством, и потому в настоящее время препятствием тибетскому самоуправлению в значительной степени служит раздел территории Тибета, согласно которому большое число тибетцев находится вне пределов ТАО, в четырех провинциях Китая, где они составляют незначительное меньшинство населения.

УГРОЗА ТИБЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООH выразила озабоченность по поводу "уважения основных прав человека в Тибете и сохранения особенностей культуры и религиозной жизни тибетцев". В 1961 и 1965 годах ООH вновь отметила опасность "угрозы разрушения культуры и религиозной жизни" тибетского народа. В 1991 году Подкомитет по предотвращению дискриминации и защите национальных меньшинств при Комиссии по правам человека ООH вновь выразил озабоченность в связи с "сообщениями о нарушениях основных свобод и прав человека в Тибете, результатом чего является угроза культурной, религиозной и национальной идентичности тибетского народа".

В настоящее время некоторые китайские политики продолжают различными мерами разрушать составляющие части тибетской культуры и самоидентичности.

Массовое переселение
Начиная с 1950 года произошло массовое переселение большого числа китайцев в Тибет вследствие: государственной политики и программ по переселению китайцев, и, особенно, государственных служащих и профессиональных работников, в ТАО и прочие региона Тибета; государственной поддержки добровольного переселения; прибытия в Тибет большого числа обыкновенных рабочих для осуществления различных строительных программ; миграции китайцев в силу рыночных причин. Построены новые китайские города. Многие тибетские города в значительной степени китаизировались. В местах заселения китайцами, последние вскоре занимают доминирующее положение в области коммерции и получают поддержку для своего развития. Третий национальный съезд по работе в Тибете 1994 года еще более ускорил переселение китайцев в Тибет. Подсчеты показали, что к настоящему моменту на всех территориях Тибета, имеющих статус автономии, насчитывается до одной трети китайцев (по сравнению с показателем от 6 до 10% в 1949 году) и от 12 до 14% в самой ТАО (по сравнению с 0.1%).

Тибетское культурное наследие
Главная составная часть уникальной культуры Тибета была полностью подорвана в первые годы китайского правления в результате разрушения монастырской системы. Культурная революция продолжила этот процесс физическим разрушением уникальных культовых сооружений и памятников Тибета и мерами по подавлению культурной идентичности самих тибетцев. В течение этого периода культура Тибета понесла ощутимые материальные потери; из многих тысяч тибетских монастырей сохранилось лишь несколько. Hачиная с 1979 года китайские власти предоставили Тибету некоторую религиозную свободу и многие монастыри были частично восстановлены, но при этом все формы разрешенной культурной активности были сильно ограничены и полностью лишены всякого национального аспекта. В процессе модернизации городов, начатой китайцами в 1979 году, было разрушено большинство сохранившихся традиционных тибетских городских построек.
Многие тибетские дома в Лхасе были полностью разрушены и целые кварталы обращены в руины.

Язык
Насаждение китайского языка в области образования, коммерции и управления вынуждает тибетцев учить китайский язык, что приводит к вытеснению тибетского языка. Фактически все виды среднего и высшего образования в ТАО, включая такие предметы, как традиционное тибетское искусство, перенесены в Китай.
Последние меры, с очевидностью вытекающие из насаждаемого Коммунистической Партией мнения о связи между использованием тибетского языка и установкой на независимость Тибета, включают в себя закрытие тибетских классов средней школы на территории ТАО и дальнейшее уменьшение роли тибетского языка в образовании в целом.

Развитие
Несмотря на то, что в чисто материальном плане развитию Тибета способствует привлечение в эту страну современных технологий, таких как современные средства здравоохранения, транспорта и связи, все эти нововведения не затрагивают самих тибетцев, поскольку для них затруднен доступ ко всем благам современной цивилизации. Жизненные нужды большинства тибетцев, живущих в небольших сельских общинах, находятся в полном пренебрежении, и они не получают со стороны Китая почти никакой помощи. Hа жизни этих общин негативно сказываются такие факторы, как их бедность по сравнению с уровнем жизни китайцев, эксплуатация естественных ресурсов Тибета в пользу развития Китая и поселение большого числа китайцев во вновь образованных городах.

Окружающая среда
За последние сорок лет в Тибете был нанесен значительный ущерб дикой природе, вырублены многие леса, происходит истощение ледников и других естественных водных запасов, усиливается сток горных рек. Самым значительным результатом деятельности китайцев в отношении окружающей среды стало истощение высокогорных пастбищ, что явилось причиной опустошения значительных ареалов, прежде пригодных для проживания как диких, так и домашних животных. Истощение пастбищ достигло того уровня, при котором, если не будут приняты специальные меры, дальнейшее существование традиционного тибетского скотоводства окажется под угрозой.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВА

Роль судопроизводства
Главная официальная цель юридической системы ТАО -- подавление оппозиции китайскому правлению. Зависимость юриспруденции от Коммунистической Партии имеет своим следствием нарушение прав человека во всем Китае, но в Тибете эта проблема стоит еще более остро в силу проведения китайцами кампании против тибетского национализма. Последняя антикриминальная кампания "Жесткого удара" сопровождалась усилением борьбы против "сепаратизма". Множество тибетцев, и, особенно, политических заключенных, были лишены элементарной защиты при рассмотрении их дел.

Право на образование
Китайское правительство достигло значительных успехов в сфере получения тибетскими детьми начального образования. Тем не менее, система образования в Тибете ставит тибетских детей в неравное положение по сравнению с их китайскими сверстниками. Исключительное использование китайского языка в инструкциях по обучению в младших и средних классах ТАО, малое число принимаемых в школу тибетцев и высокий процент их отчисления, низкое качество программ и недостаточная квалификация учителей, преподающих в тибетских школах, недоступность образования для многих тибетских детей, а также тот факт, что каждый третий житель Тибета является неграмотным -- все это указывает на дискриминацию в сфере образования. Вместо того, чтобы воспитывать в тибетских детях уважение к их культурному наследию, языку и духовным ценностям, система образования в Тибете служит порождению в них чувства ущербности по сравнению с доминирующими культурными ценностями Китая.

Право на жилище
Разрушение целых городских кварталов, насильственное переселение тибетцев, сопровождаемое уничтожением их традиционных домов, а также явное предпочтение, оказываемое китайцам при предоставлении жилья -- все это свидетельствует о дискриминации по отношению к тибетцам в жилищной сфере.

Право на получение медицинской помощи
Общедоступность первичной медицинской помощи и применение мер предотвращения заболеваний привели к значительному улучшению общего уровня здоровья населения ТАО. Средняя продолжительность жизни в Тибете существенно возросла, хотя она остается ниже, чем в других регионах КHР. Тем не менее, детская смертность в Тибете по-прежнему в три раза выше, чем в среднем по КHР. Остается также проблема детского недоедания. Дороговизна и низкое качество первичного медицинского обслуживания, а также острая нехватка профессиональных медиков в сельской местности являются причиной недоступности для тибетцев высококачественного медицинского обслуживания.

Необоснованные аресты
Тибетцы продолжают подвергаться арестам и содержанию под стражей на длительный срок без предъявления обвинений или по таким причинам, как мирные заявления о поддержке идеи независимости Тибета и поддерживание связей с Далай-ламой. Число политических заключенных за последние годы превысило в Тибете 600 человек. Рабочая группа по незаконным арестам при ООH критиковала Китай за использование такого неопределенного понятия, как "контрреволюционные преступления" и безрезультатно призывала китайских руководителей освободить десятки тибетцев, которые оказались в заключении вопреки всем международным юридическим нормам, гарантирующим свободу высказываний и свободу религии. Многие тибетцы были арестованы в ходе мирных демонстраций, за написание и распространение листовок, за общение с иностранцами или членами Правительства Тибета в изгнании, а также за хранение печатных материалов, призывающих к независимости. Монахини составляют от одной четверти до одной трети от общего числа политических заключенных. В 1997 году Китай сменил понятие "контрреволюция" на не менее расплывчатый термин "преступления против национальной безопасности", добавив статью, предусматривающую наказание за "раскол нации".

Пытки
В тибетских тюрьмах широко распространены пытки и содержание в условиях, приводящих к возникновению заболеваний. Обычной практикой в отношении политических заключенных являются пытки электрическим током. Пытки и другие формы обращения, опасного для здоровья заключенных, имеют место в полицейских участках во время ареста, при перевозке к местам заключения, в лагерях и тюрьмах. Документально зафиксированные методы пыток в отношении тибетцев включают избиение цепями, железными прутьями и палками с шипами, применение электрического тока к особо чувствительным частям тела, включая половые органы и рот, подвешивание за руки, вывернутые за спину, пытки холодом и ледяной водой. Жестоким издевательствам и пыткам подвергаются также женщины, и, в особенности, монахини.

Произвол властей и наказания без суда
Пока нет подтвержденных сообщений о расстрелах мирных демонстраций со времени массовых выступлений и беспорядков 1987-89 годов, когда множество тибетцев, включая мирных демонстрантов, были расстреляны и убиты. В последние годы в тибетских тюрьмах несколько политических заключенных, включая молодых монахинь, умерли при невыясненных обстоятельствах, вероятно по причине пыток или в результате небрежного и жестокого обращения. Согласно отчетам, смертная казнь в Тибете только в ТАО была применена в 1996 году 34 раза, причем без соблюдения должных юридических процедур и судебного разбирательства.

Свобода высказываний
Для тибетцев сильно ограничена свобода высказывания своего мнения. Власти с нетерпимостью относятся ко всем проявлениям политического национализма. Общественные комитеты выявляют несогласных с официальной идеологией и насаждают "правильное мнение". Тибетцы подвергаются арестам и тюремному заключению или направляются в трудовые перевоспитательные лагеря всего лишь за мирное выражение своих политических взглядов. Вся информация, поступающая в Тибет из внешнего мира и выходящая из него тщательно контролируется. В последние годы система запретов еще более ужесточилась в рамках антикриминальной кампании "Жесткого удара". Происходит изъятие фотографий Далай-ламы и кампания по "перевоспитанию" монахов.

Свобода вероисповедания
Буддизм играет ведущую роль в жизни тибетцев. Однако китайские власти осуществляют грубое вмешательство в религиозную жизнь тибетцев. Монастыри находятся под постоянным надзором со стороны местных властей, партийных органов и полицейских отделений. Каждый монастырь управляется Комитетом Демократического Управления (КДУ).
Со времени партийного съезда 1994 года, на котором Далай-лама и "его приспешники" были объявлены причиной политической нестабильности в Тибете, тибетский буддизм стал объектом пристального наблюдения и контроля. Усилилась роль партийного руководства в деятельности КДУ; усилился запрет на возведение культовых сооружений без официального разрешения и ограничение числа монахов и монахинь в монастырях; для верующих тибетцев затруднено принятие монашества; от монахов требуют делать заявления, направленные против Далай-ламы.
Отыскание перерождения Панчен-ламы китайские власти использовали для усиления кампании по дискредитации буддизма и уменьшения политического влияния Далай-ламы. Главный монах, участвовавший в процедуре отыскания, был арестован и позже подвергся наказанию; была произведена политическая чистка в монастыре Панчен-ламы, а простые тибетцы и их религиозные лидеры проверялись на лояльность властям тем, что от них требовали отрицать влияние Далай-ламы на процесс отыскания Панчен-ламы и принять кандидата, выбранного самими китайцами. За запретом на выставление фотографий Далай-ламы в общественных местах последовал запрет иметь их и в личном пользовании.
В 1996 году началась кампания по патриотическому перевоспитанию в монастырях, которая продолжается до сих пор. В главные монастыри были посланы усиленные рабочие бригады для проведения среди монахов работы по перевоспитанию, в рамках которой от них требуют осуждения в адрес Далай-ламы. Сотни монахов были вынуждены покинуть свои монастыри, а по крайней мере 90 человек были арестованы за сопротивление процессу перевоспитания. Один из монастырей был обстрелян китайским вооруженным отрядом, причем один монах был убит и трое ранены.

Контроль за приростом населения

Несмотря на небольшую численность тибетцев и невысокую плотность населения в Тибете, китайцы ограничивают число детей, которых позволяется рожать тибетским женщинам, хотя эти ограничения не столь жестоки, как для китайских женщин. Эти ограничения, различные в разных регионах, подкрепляются принудительными абортами и стерилизациями, проводимыми в нарушение декларируемых прав и свобод и очень часто в ущерб здоровью женщин. Дети, появившиеся на свет "без разрешения" часто становятся объектом дискриминации при поступлении в школу и при распределении материальных благ.

Официальный статус Тибета

Центральный Тибет -- часть Тибета, управляемая из Лхасы - с 1913 по 1950 год имела все признаки государственности согласно нормам международного права. В 1950 году люди, проживавшие на этой территории, находились под управлением единого правительства, без какого бы то ни было вмешательства извне. В период 1913-50 годов все внешние сношения Центрального Тибета осуществлялись исключительно правительством Тибета. Таким образом, Центральный Тибет de facto являлся независимым государством к тому моменту, когда перед лицом китайской оккупации он вынужден был подписать в 1951 году так называемое "Соглашение из 17 пунктов", отказавшись от своей независимости в пользу Китая. В это Соглашение был включен ряд пунктов, согласно которым Китай обязался сохранить неприкосновенной действующую на тот момент политическую систему Тибета, статус и положение Далай-ламы, свободу религии и действующую монастырскую систему, а также воздержаться от проведения насильственных реформ. Все эти обязательства были грубо нарушены Китаем. В связи с этим Правительство Тибета вынуждено было в 1959 году расторгнуть это соглашение*.
_________
* Этот пункт взят из двух предыдущих отчетов Международной юридической комиссии: "Тибетский вопрос и законность" (Женева: Международная юридическая комиссия, 1959) и "Тибет и Китайская Народная Республика; отчет по тибетскому вопросу Юридического комитета при Международной юридической комиссии" (Женева: Международная юридическая комиссия, 1960). В целом настоящий отчет не содержит повторения анализа, сделанного в предыдущих отчетах и одобренного Международной юридической комиссией.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Главная рекомендация, вытекающая из настоящего отчета, состоит в проведении под наблюдением ООH референдума, который должен выявить истинные желания тибетского народа. Правом голоса на этом референдуме должны обладать лица, проживавшие в Тибете до 1950 года и их потомки, а также беженцы из Тибета и их потомки. Референдум должен проходить и на прилегающих территориях, где этнические тибетцы исторически составляли большинство населения, а также в общинах тибетцев, проживающих в изгнании. Результатом осуществления права па самоопределение должно стать установление статуса независимости, формы истинного самоуправления, сохранение ныне существующего положения Тибета в рамках КHР, либо любой иной статус, выбранный тибетским народом.

Большинство особых рекомендаций настоящего отчета основаны на представленных в нем сообщениях о нарушении прав человека со стороны китайских властей и на взятых на себя Китаем международных обязательствах в области соблюдения международных юридических норм, а потому нет необходимости перечислять их здесь снова. Тем не менее, можно указать некоторые дополнительные рекомендации:

Китайской Народной Республике

  • Приступить к переговорам с Далай-ламой и Правительством Тибета в изгнании с целью решения тибетской проблемы на основе воли тибетского народа;

  • Подтвердить свое уважение к основным правам человека в Тибете прекращением актов насилия, перечисленных в докладе;

  • Прекратить действия, грозящие разрушением культурных, религиозных и этнических особенностей тибетцев. Прекратить осуществление политики, приводящей к массовому переселению китайцев на территорию Тибета;

  • Согласовать с ООH механизмы защиты прав человека. В особенности следует содействовать осуществлению на территории Тибета мероприятий ООH по предотвращению пыток, ускоренных, произвольных и внесудебных наказаний, насилия в отношении женщин, практики исчезновения людей, произвольного задержания и независимости исполнительной власти от судебной. Освободить всех задержанных, а также заключенных, чье задержание было признано незаконным Рабочей группой по проблеме незаконных арестов. Принять рекомендации Специального наблюдателя за проявлениями религиозной нетерпимости и позволить ему свободное посещение Тибета и беспрепятственный доступ к любым лицам в Тибете;

  • Безоговорочно ратифицировать Международную конвенцию по гражданским и политическим свободам, включая все дополнительные, протоколы, а. также Международную конвенцию по экономическим, социальным и культурным нравам;

  • Позволить прибытие в Тибет независимых наблюдателей за соблюдением прав человека.

Генеральной Ассамблее ООH

  • Возобновить обсуждение тибетского вопроса на основе резолюций 1959, 1961 и 1965 гг.

    Комиссии по правам человека при ООH

  • Направить специального наблюдателя для оценки положения с правами человека в Тибете.

    Генеральному секретарю ООH

  • Предложить своему специальному посланнику настаивать на мирной постановке тибетского вопроса и на проведении под наблюдением ООH референдума с целью выяснения истинной воли тибетского народа.

    Международному сообществу

  • Государства и прочие субъекты международного права должны воздерживаться от признания статуса Тибета до проведения там референдума на вышеуказанных условиях;

    Всякая помощь и поддержка Тибета должны осуществляться исключительно в интересах тибетского народа. По этой причине необходимо требовать привлечения тибетцев на всех ступенях осуществления проектов строительства и снабжения, всякий раз уважая выбор тибетцев в отношении окружающей среды и развития, ни в коем случае не способствуя переселению китайцев на территорию Тибета.

    Правительству Тибета в изгнании
     

  • Вступить в переговоры с правительством КHР для разрешения тибетского вопроса на основе воли тибетского народа; Содействовать проведению в Тибете и в общинах тибетцев, находящихся в изгнании, референдума под наблюдением ООH для выявления воли тибетского народа.

    _________________


  • СЕКТОВЕДЫ - НАУКА - РЕВОЛЮЦИЯ - МАХИНАЦИИ - ФАЛУНЬГУН - ПОЛИТЭКОНОМИЯ - ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ТИБЕТ - ФОРУМ

    - концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
    - главная - история - преса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -