Автор этой статье допустил массу неточностей,
если не сказать что просто передергивает факты или пользуется
домыслами.
Полный текст цитируемой в статье книги помещен в нашей
БИБЛИОТЕКЕ.
____________________
На протяжении
последних нескольких месяцев в Китае произошло множество событий,
связанных с сектой «Фалуньгун» (法輪功).
Власти предприняли массированную атаку на эту религиозную
организацию, подвергнув ее членов суровым репрессиям. В этой краткой
статье в самых общих чертах обрисована суть вероучения и практики «Фалуньгун»,
а также проанализированы причины жесткого конфликта между властями и
этой сектой.
Название секты
состоит из двух частей: «фалунь» (法輪)
– по буддийской терминологии означает «колесо закона» Будды (дхармачакра).
По-китайски «фа» значит буддийский, а «лунь» – диск, круг, колесо,
вращение, что восходит к индуистскому понятию «чакры» (космического
закона), а также к йогическому представлению о чакрах как неких
энергетических центрах организма. Одно из китайских названий Будды –
Луньван (輪王),
т.е. «вращающий колесо царь закона»; этим же словом обозначается
чакравартины – мифические вселенские правители, якобы
подготавливающие мир к приходу Будды. «Гун» (功)
– имеет непосредственное отношение к древней китайской
психотехнической традиции даосского направления. Сам по себе
иероглиф «гун» среди прочего означает «достижение», «подвиг»,
«действие», «эффект», «мастерство» и т.п. В традиционной китайской
философии слово «ци» (氣)
понимается как «пневма», универсальная субстанция вселенной, как
наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением, и как
проявление психической деятельности. Слово «цигун» (氣功),
означает целый ряд разнообразных традиционных систем, по большей
части даосского происхождения, преследующих цель внутренней
культивации путем медитации и дыхательных упражнений. Важную роль
при этом играет представление о единства человека и космоса -
микрокосма и макрокосма (1).
В настоящее
время в Китае распространено великое множество различных школ
«цигун». Коммунистические власти допускали их существование как
разновидности традиционной дыхательной гимнастики. Более того,
«цигун» наряду с препаратами традиционной китайской медицины и
иглоукалыванием всегда рекламировался, в том числе и за границей,
как одно из достижений древней китайской культуры. Мистический
аспект всегда старательно отделяли, указывая, что достаточно лишь
принимать соответствующие позы и следить за ритмом дыхания, чтобы
достичь оздоровления. Публичные выступления мастеров «цигун»,
ложившихся под железобетонные перекрытия или поднимавших грузовик,
рассматривались как разновидность китайского цирка.
И вот в 1992 г.
появляется новая школа «цигун», называющая себя «Фалуньгун».
Основателем ее стал некто Ли Хунчжи (李洪志),
уроженец городка Гунчжулин, что в уезде Хайдэ провинции Цзилинь в
Северо-восточном Китае. Он родился 7 июля 1952 г., однако
впоследствии, стремясь приобрести дополнительный авторитет среди
последователей, изменил дату своего рождения таким образом, чтобы
она по лунному календарю совпала с праздником дня рождения Будды.
Биография Ли Хунчжи ничем не примечательна: учился в средней школе,
в 1970-х годах работал на армейской конюшне, потом стал трубачем
лесной полиции. С 1982 по 1991 г. работал в службе безопасности в
одной из продовольственных компаний города Чаньчуня. С мая 1992 г.
начал проповедовать свое учение, утверждая, что в течение многих лет
тайно обучался у буддийских и даосских учителей. Официальная
китайская пропаганда, очевидно опираясь на данные спецслужб,
утверждает, что Ли Хунчжи начал практиковать «цигун» только в 1988
г., немного освоил два стиля этой гимнастики (цзюгунбагуагун –
九宮八卦功
и чаньмигун –
禪迷功),
а также соединил их с элементами тайского национального танца, с
которым познакомился во время поездки в Таиланд. Практика «Фалуньгун»
помимо «духовных упражнений» включает в себя и гимнастические. Это
пять комплексов, которые носят такие названия: метод «Будда
растягивает тысячи рук», метод стоячей сваи «Фалунь», метод
пронизывания двух полюсов, метод небесного круга «Фалунь» и метод
усиления чудотворства (2).
На самом деле,
попытки китайских властей представить Ли Хунчжи как малограмотного
авантюриста (3), которым он скорее всего и является, нисколько не
проясняют суть дела. Ведь к тому моменту, как правительство начало
подавлять секту, она имела 39 отделений в различных городах Китая,
1900 учебных центров и 28000 «первичных организаций»4. Каким образом
секта «Фалуньгун» достигла такой популярности, что численность ее
последователей исчисляется миллионами? Более точную цифру привести
трудно: Ли Хунчжи говорит о 100 млн., китайские власти – о 2-3 млн.
Поскольку один намеренно завышает данные, а другие – занижают,
истина, видимо, находится посередине.
Очевидно, что
причины распространения «Фалуньгун» в КНР коренятся в современном
состоянии китайского общества, а если говорить точнее, появление
секты вполне соответствовало, как любят говорить в Китае – духу
времени (潮流).
Осуществлявшиеся китайской компартией реформы на протяжении многих
лет преследовали цель обеспечить поступательное экономическое
развитие и модернизацию и в то же время сохранить монополию КПК на
политическую власть, в частности при посредстве жесткого
идеологического контроля. Однако результаты не вполне соответствуют
ожиданиям. Диспропорциональное развитие различных регионов страны,
коррупция, рост безработицы в городах и скрытой безработицы в
сельской местности и многие другие факторы вызвали к жизни
настроения недовольства, достаточно широко распространенные и
укорененные в самых разных социальных слоях. Полная девальвация
ценностей официальной идеологии и подавление попыток добиться
минимальных политических реформ привели к разочарованию в
общественной жизни.