.

ПАРАЗИТЫ СОЗНАНИЯ

 02.08.2004 "Галицкие Контракты"

 


БОГУШ

БОГУШ Денис Александрович

    Президент Центра изучения манипулятивных технологий, генеральный директор Агентства "Интерактив PR Групп".

    Специалист в области манипулятивных и PR-технологий в политике и бизнесе.
    Специализация: стратегическое планирование, организация защиты от информационных атак и манипулятивных воздействий, кризисный PR. Проходил обучение и стажировался в Великобритании (Conservative Training College, Westminster, London).

Автор монографий:

  • Зёрна PR-технологий, Киев, 1999

  • Механизмы и методы современных манипулятивных воздействий на большие массы людей, Киев, 2001

Контакт:
e-mail: eff@ukr.net
www.manipulation.com.ua


В предвыборном клипе блока "За единую Украину" использовался 25-й кадр - бюст Шевченко с пробитой головой. Об этом "Контрактам" рассказал президент Центра изучения манипулятивных технологий, генеральный директор агентства "Интерактив PR Групп" Денис Богуш, которому известно и о том, какие манипуляции сознанием готовятся к президентским выборам 2004-го.

& Какие наиболее характерные приемы манипуляции используются в Украине во время выборов?

В Украине из всего спектра психотехнологий (как элемента манипуляций) задействованы несколько методов. Например, запугивание. Активнее всего оно использовалось в 1999 году, когда во второй тур вышли Петр Симоненко и Леонид Кучма, и народ нужно было напугать тем, что в случае победы коммунистов будут очереди и репрессии. Тогда показывали ролики с очередями и документальные кадры расстрелов, которые проводило НКВД. Сегодня восток Украины запугивают фашизмом и национализмом.
Также применяется, хотя не очень профессионально, метод нейро-лингвистического программирования (НЛП). Образ любого человека можно связать с определенной эмоцией. Это делается для того, чтобы при упоминании об этом человеке возникало нужное манипулятору переживание. Это очень эффективный метод, который часто используется в бизнес-рекламе, но в политике и в Украине - редко. Хотя есть прецеденты, например, клип "Одна-єдина Україна. історія залежить від тебе". Все помнят двухминутный ролик на выборах-2002 с мигающими кадрами. В нем использованы барабанный бой и известные мелодии, которые периодически возникают и ассоциативно - "нанизываются" на дробь. Мы раскадрировали этот двухминутный ролик и были поражены тем букетом технологий, которыми зомбировали украинцев.
Первое - это трансовая музыка.
Второе - изображения, вводящие в легкий транс.
Третье - применение негативных кадров, их было семь. Одно и то же изображение подавалось в позитивном и негативном виде. На негативных кадрах были тревожные изображения: Сталин, Чернобыль, какие-то битвы, допрос. Если говорить о влиянии на психику, то человек весь мир видит в позитивном изображении. Когда вы закрываете глаза, то это изображение какую-то долю секунды стоит перед глазами в негативном. Если человеку с открытыми глазами дать и позитив, и негатив одновременно, то эта картинка глубже войдет в сознание. Если эти изображения несут тревожную нагрузку, то, по замыслу технологов, они должны повысить уровень тревоги человека. В том клипе первую половину составляли тревожные снимки, а вторую - цветные и красивые, с приятной музыкой и фотографиями деятелей от власти и Президента Кучмы. На подсознательном уровне у человека должна возникнуть установка, что раньше все было плохо и страшно, а сейчас все хорошо и красиво.
И четвертое - в этом клипе использовался 25-й кадр: бюст Шевченко с пробитой головой и голодный, полумертвый мальчик со вздутым животом. Наш Центр обнародовал результаты экспертизы еще в 2002 году. Однако клип опять повторили ко Дню независимости и в 2002-м, и в 2003 годах.
 

   
   
 


 

& Будут ли использоваться подобные технологии на этих выборах?

- Конечно. Это, прежде всего, запугивание фашизмом. Его будут сочетать с лидером "Нашей Украины" Виктором Ющенко, как это было в Донецке. Также будут делать все, чтобы "забить" информацию об уголовном прошлом премьера, потому что большинство народа не хочет видеть своим президентом человека, сидевшего в тюрьме.

& Как человек может защититься от манипуляций?

- Благодаря еще советской цензуре, у нас выработался иммунитет к манипуляциям. Но если высокопрофессиональные специалисты применяют НЛП-технологии, противостоять тяжело, хотя гражданина с четкими и осознанными убеждениями заставить проголосовать против его воли невозможно. Однако специалистов по НЛП экстра-класса в мире единицы, и я сомневаюсь, что они захотят работать в Украине на этих выборах.

& Сейчас много говорят о так называемых темниках для СМИ. Ваш центр изучал, какие механизмы влияния на зрителя используют их разработчики?

- На парламентских выборах-2002 власть избрала тактику информационных атак, но она не принесла успеха. Поэтому сейчас методика немного изменилась. Практикуется замалчивание оппонентов в новостях. И если в лагере оппозиции происходит какой-то информационный повод, который нельзя проигнорировать, то об этом диктор говорит несколько слов, а потом даются сюжеты о выдуманных событиях, связанных с этим информповодом. Используется смещение акцентов. В момент всех скандалов и горячих политических событий действительно важные события даются в середине выпуска новостей между второстепенными новостями. Очень популярно искусственное искривление визуального образа. Когда готовится репортаж о том или ином политике, то его намеренно делают худшего качества: некачественная съемка, плохие резкость, ракурс и звук. Жертвой такого приема часто становится, например, лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Все съемки сбоку или сзади женщины, сидящей за столом, наносят удар по ее имиджу. Еще берутся неудачные для политика фотографии - когда он делает вдох или выдох или какую-то гримасу. С помощью фотографий можно красноречиво описывать отношения между людьми. Очень профессионально это делается на официальном сайте Путина. Например, на его совместном фото с Лукашенко последний сидит, как школьник, а президент России стоит абсолютно непринужденно. Кстати, Кучма там подан в наиболее позитивном paкурсе. А если взять визит Януковича в Россию, то все мы видели, что рядом с российским президентом он выглядел неуверенным. Это опять-таки работа технологов, так как в течение встречи люди выражают различные состояния и эмоции. На выборах 2002 года в видеофильме одного из политических блоков развели звук и изображение на семь кадров, то есть вышло, что изображение отставало от звука, мимика кандидата не совпадала с его словами. Возникало впечатление, что этот политик говорит нечетко. С одной стороны, исследования показывают, что избиратели не доверяют телевидению, а с другой - декларируя свое недоверие к ТВ, человек может незаметно для себя повторять аргументы, услышанные с экрана. На это и рассчитано - основы такого метода разработал еще Геббельс.

Почему провалилась тактика информационных атак?

- В основном разработчики этих атак - россияне, а украинец по сравнению с россиянином замедленнее и глубже. В поведении россиян элемент спонтанности очень высок, а у украинцев - нет. В России рейтинг любого политика можно повысить за полгода и так же быстро его опустить. У нас за пять лет симпатии к политику меняются в лучшем случае на 5%. В этом основная проблема российских технологов. Мне не раз приходилось слышать: "Опустить Ющенко? Не фиг делать!" Но они равняются на Россию. Я расцениваю их технологии, как удары плетью. Это быстрая, яркая, четкая кампания. А у нас она не работает и остается только фоном - люди только обижаются, потому что события происходят быстрее, чем они могут понять, что и к чему.
 

   
 

Какая разница между манипуляцией и грамотно сделанным агитационным продуктом?

- Качественная политическая пропаганда говорит правду, она служит квинтэссенцией программы или образа кандидата. Это искусство выработки месиджа, позиционирования и ключевого сообщения. Каждый человек на протяжении дня видит 10 тысяч рекламных сообщений, они проходят фоном. А замечает только 5-7 из них. Грамотно сделанное ключевое сообщение кандидата входит, как нож в масло, через все окружающие информационные шумы. Если у тебя кандидат черный, а ты из него хочешь сделать белого, тогда применяется больше психо-технологий, чем когда он у тебя белый, и ты хочешь, чтобы все услышали, что он белый.

Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, "Контракты", N31, 2-8 августа 2004

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ДЕНИСА БОГУША О ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАНИПУЛЯЦИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ на выборах Президента Украины 2004 года полностью подтвердились.
Уникальную хронику событий смотрите на форуме АДВОКАТ КЛУБ в теме "Политика - это не наше хобби... но вот ВЫБОРЫ..."
 

 
   


КОНЦЕПЦИЯ
СЕКТОВЕДЫ
МАХИНАЦИИ
ФАЛУНЬГУН
ПОЛИТЭКОНОМИЯ
ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ТИБЕТ
ФОРУМ