|
Смерть - естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого
подвержено действию только законов неорганической природы.
После того как люди
перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над
проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить
на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности.
Многие (Платон и др., а
также христианство) рассматривали жизнь как
душу, пребывающую временно в
«темнице» - теле.
При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в
бессмертие.
Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед
смертью: смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас
уже нет (Эпикур).
Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно
половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с
точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно.
Зародышевая
плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она
переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций
существования рода, есть отрицание смерти.
Теология рассматривает смерть как
расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение.
В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает
как бытие, идущее к смерти, т.е., по сути дела, оно является
страхом.
Человеческое существование пребывает в страхе перед ничто, возможной
невозможностью его существования.
Смерть - возможность бытия, которая может
овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке).
Личное
существование является поэтому прелюдией смерти.
«Предшествующее свободное
становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно
появившихся возможностях, освобождает т.о., что фактическую возможность,
которая предполагает неизбежную возможность смерти, оно понимает и избирает
прежде всего лично. Заглядывание вперед раскрывает существованию - как
предельной возможности - его цель и, т.о., уничтожает всякую возможность
опереться на уже достигнутое существование» (М. Heidegger. Sein und Zeit, 1949).
Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую
целостность.
Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее
«романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним
нашу задачу, в противном же случае - пережить ее и себя самих. Смерть является
не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а
возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей...
Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем» («L'Etre et le neant», 1943, A.
621, 631).
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|