|
Чувственный - 1) связанный с
чувствами, опосредованный чувствами,
воспринимаемый чувствами; 2) в этике - склонный к плотским наслаждениям
Соответственно чувственность означает: 1)
способность к чувственному восприятию;
2) склонность к чувственным удовольствиям.
Чувственное восприятие -
переживание,
осознавание истинно предметного
(принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств
или непосредственно с помощью «внутреннего» чувства
Восприятием называют также
и само предметное как содержание сознания.
С научной точки зрения восприятие
является процессом, в результате которого связь
ощущений переходит в сознание и
занимает в поле сознания свое место (см.
Раздражение).
Благодаря этому процессу связь ощущений приобретает форму (см.
Гештальт),
соответствующую структуре сознания, и ранг (см.
Иерархия зависимости),
соответствующий содержанию поля восприятия.
Восприятие может быть основано и на
заблуждении. См. также Иллюзия,
Инверсия,
Обман чувств.
Чувствительность (сентиментальность) - склонность к трогательным ощущениям и
представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств.
Эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в Англии -
Ричардсон, Стерн, Гольдсмит, Юнг; во Франции - Руссо; в Германии он представлен
прежде всего книгой «Страдания молодого Вертера» Гёте. См. также
Раздражимость.
Чувство времени - способность к непосредственной правильной оценке времени;
у
животных чувство времени совпадает с бессознательным чувством естественного
ритма их жизни.
У человека оно является побочным продуктом индустриализма,
своего рода психологическим аналогом синтетических парфюмерных запахов и
анилиновых красок (Олдос Хаксли), результатом непрерывного, мучительного для
человека вытеснения времени в подсознательное.
Чувство неполноценности - ощущение (обоснованное или необоснованное)
зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении;
часто
оно является следствием перенесенных унижений.
В качестве противовеса жизненным
затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость,
жажда власти, мечты об уничтожении и т.п., в силу чего те, кто в большой
степени отягощен чувством неполноценности (а полностью свободных от него нет),
становятся опасными для общества. Поэтому важной задачей
воспитания
является помощь в постепенном приобретении
разумной уверенности в самом себе.
См. также Значимость, Индивидуальная психология,
Компенсация, Комплексы.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|