|
Мотив (от лат. moteo - двигаю) -
движущая сила, повод, побудительная причина.
Мотив не определяет действие, он
только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр).
В эстетике мотивом (или
сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.
Мотивация (лат. motivatio) - система
внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение
цели поведение человека или животного.
Разработано множество часто
противоречивых теорий для объяснения того, почему
индивид действует; почему он
выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают
более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там,
где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу.
Одни психологи
отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия
индивида;
другие видят причину мотивации во внешних
стимулах, поступающих от
окружающей среды;
третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая
попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными;
четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования
деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто
является источником энергии для поведенческих актов, определяемых др. факторами,
такими, напр., как привычка.
Уже давно идентифицированы потребности и влечения
как осн. элементы в составе человеческой личности, но только со времени
приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к
окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и
мотивацией.
Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к
животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления
жажды, голода, стремления к продолжению рода и т.д.).
Вторая заключается в
эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к
мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.
Уильям Макпугал
считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал
преобладание мотивации над восприятием и
эмоциями: человек воспринимает то, что
он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи
воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия
индивида.
Зигмунд Фрейд также видел основу человеческого поведения в
иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован
бессознательной природой этих мотивов.
Фрейд считал двумя основаниями мотивации
человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт
смерти).
Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин «влечение» как замену
противоречивому термину «инстинкт».
Влечение - это сила, снабжающая организм
энергией для действия.
Генри А. Мюррей (1893-1988) и Абрахам X. Маслоу
(1908-1970) изучали человеческие потребности, а не механизмы, управляющие ими.
Мюррей составил перечень потребностей, подразделяемых на первичные (врожденные)
и вторичные (выученные). Он считал, что эти потребности делают человеческое
поведение целенаправленным.
Маслоу разработал иерархию мотивов, от
физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих,
до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и - как высших -
потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей.
Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен
получить удовлетворение осн. нижних составляющих иерархии. С бихевиористской
точки зрения не может быть мотивации без существования цели.
Вообще говоря, чем
сильнее потребность или желание достичь цели, тем более успешным будет ее
достижение, хотя в этом участвует множество факторов, таких, как индивидуальных
темперамент, воспитание, самовосприятие.
Бихевиористы-психотерапевты
подчеркивают важность отношения пациента к стоящей перед ним цели и выделяют три
фактора, влияющих на мотивацию:
степень амбивалентности чувств индивида по
отношению к желаемому объекту,
способность отчетливо представить себе цель,
способность разделить задачу достижения цели на более мелкие достижимые задания.
Согласно когнитивной психологии, наличие мотива делает индивида сензитивным в
познавательных сферах, связанных с мотивом.
Человек с сильной мотивацией
достижения хорошо опознает слова, связанные с достижением цели, при их быстром
мелькании на экране; бедняку монеты представляются более крупными, нежели
богачу, голодный воспринимает пищевые стимулы как более выраженные, чем
остальные.
Психологами также обнаружено, что мотивация сильно влияет на выбор
человеком профессии.
Высокая потребность в достижениях, напр., скорее окажется
удовлетворенной в сфере управления бизнесом, где результаты деятельности ясно
видны, где существует чувство личной ответственности и есть возможность принять
вызов, связанный с риском.
(А - В) (Г - З) (И -Л) (М - Я)
|
|
|