|
Психический -
душевный,
духовный.
Противоположность - физический, телесный.
Психика (от греч. psychikos - душевный) -
форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная
активным отражением признаков
объективной
реальности.
Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих
действий в плане
идеальных
образов.
ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых
существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и
деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с
внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических,
но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в
активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от
него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика
обеспечивает эффективное приспособление к среде.
Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике
представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У
человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти;
настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного
будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах,
сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная
- качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой
психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических
проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.
Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным
внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий,
адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его
активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:
1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;
2) их ориентация в этой среде;
3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу
связи обратной контролируют правильность отражения.
У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи
обратной результат действия сопоставляется с образом,
Появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель
действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей
историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность
объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,
закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные,
целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ.
Активность психики проявляется:
1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование
физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы
предметов;
2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.
Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее
объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у
данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики
ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации
«порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому,
способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию»
действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что
они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.
Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии)
принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она
предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические
(нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что
они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит,
являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается
неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением.
До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту,
размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной
ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности -
обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему
реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два
фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом
чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что
он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень
важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу
3. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознагельного
и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на
сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно
позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические
процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь
человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.
Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:
1) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;
2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;
3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, или сверхсознание -- высшие чувства и способности,
интуиция, вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознатель-ного - мысли и
чувства, кои могут легко осознаться;
6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные
желания и пр.
Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых,
более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут
соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.
ПСИХИКА: АНАЛИЗ: ЕДИНИЦА (единицы анализа психики) - структурные или
функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не
разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого
целого. Это понятие употребляется в психологии в трех взаимосвязанных смыслах:
1) как универсальная составляющая различных процессов психических;
2) как генетический (онтогенетический) источник процессов психических;
3) как универсальное понятие при описании процессов психических.
Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется
расчленению целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но
проявляющие свойства, в исходном целом не обнаруживаемые. Выделяемые в ходе
анализа единицы не следует абсолютизировать, ибо их характер определяется
конкретными задачами исследования. Так, в биологии выделение в качестве единиц
анализа живой клетки или биологического вида позволило решить принципиально
различные теоретические и прикладные задачи.
В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа
психики: они должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены
свойства целого; способность к развитию и саморазвитию; способность к
образованию открытого таксономического ряда, и пр.
На разных этапах развития психологии в функции единиц анализа психики выступали:
ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура - фон;
поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие; операция
(обратимое действие); эмоционально-подобное ощущение; функциональный блок;
установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и пр.
ПСИХИКА: ПОНИМАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ (динамическое понимание психики) - один из
основных принципов и методов психоаналитического исследования, ориентированный
на понимание ее как постоянно движущейся системы, действующей под постоянным
влиянием различных внешних и особенно внутренних факторов, кои представляют
разнообразные душевные силы и выражают целенаправленные тенденции, работающие
согласно или противоположно.
ПСИХИКА: СТРУКТУРА - в структурной схеме психики выделены три уровня:
сознательный, подсознательный и бессознательный. 3. Фрейд сравнил сознание с
айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его можно
изобразить в виде острова, погруженного в море неосознаваемого. Внизу следует
поместить механизмы неосознаваемые сознательных действий: это - технические
исполнители, «чернорабочие» сознания, многие из них образуются путем передачи
функций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессами сознания
можно поместить побудители неосознаваемые сознательных действий. Они -того же
ранга, что и осознаваемые побудители, но качественно отличаются тем, что
вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами порываются в сознание в
особой символической форме. Наконец, процессы надсознательные находятся над
«островом»: они развертываются в форме длительной и напряженной работы сознания,
результат коей -.некий интегральный итог - возвращается в сознание как новая
творческая идея, новые отношения, чувство или жизненная установка, - и меняет
дальнейшее течение сознания.
ПСИХИКА: ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - согласно ей, у человека возникает
особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью
отсутствующие у животных. Автор-- Л. С. Выготский.
По крайней мере два ее фундаментальных положения сохраняют значение поныне. Это
положение об опосредованном характере функций психических высших и об
интериоризации как процессе их формирования. Хотя терминологическое оформление
этих идей изменилось и сместились некие акценты, их общий смысл сохранился и
развился.
ПСИХИКА ПЕРЦЕПТИВНАЯ - Более сложное строение деятельности у представителей
психики перцептивной выражается через идею выделения операций.
На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем
реализации генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе
индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт
состоит из двух основных фаз:
1) фаза поисковая, или подготовительная - обычно начинается с эндогенной
активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного;
обычно в результате происходит встреча животного со стимулами ключевыми,
включающими собственно инстинктивное действие, а чаще-целую цепь таковых; в этой
фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и
осваиваются новые способы поведения;
2) фаза завершающая - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся
движения; в самой фазе завершающей они становятся вполне стереотипными и
«принудительными.»
«Удельный вес» этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у
одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая
организация животного, тем более развернута и продолжительна фаза поисковая и
тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести.
И часто такой опыт накапливается впрок - за счет выполнения поведенческих актов,
состоящих лишь из фазы поисковой при отсутствии фазы завершающей; выполнение
таких действий производится исключительно за счет активности познавательной.
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ: СИСТЕМА - составные части психического аппарата человека,
части динамической модели психики.
Согласно 3. Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем:
бессознательного, предсознательного и сознания.
ПСИХИЧЕСКОЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (психическое как процесс) - концепция,
разработанная СЛ. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М.
Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует
прежде всего как процесс - живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда
полностью не заданный изначально, но формирующийся и развивающийся, порождающий
некие продукты или результата - психические состояния и образы, понятия,
чувства, решение или нерешение задачи, и пр. Концепция психического как процесса
раскрывает единство сознания и деятельности, ибо человеческая психика
проявляется и формируется в деятельности.
Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени,
формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с миром, и
само непрерывно изменяется и развивается, все полнее отражая динамичность
действительности, участвуя в регуляции действий, поступков и пр. Мышление, одно
из высших проявлений психического, - это анализ, синтез, обобщение условий и
требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе
образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не
сводится.
Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности.
Мышление, восприятие и пр. формируются преимущественно неосознанно,
бессознательно. Но на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и пр.
человек в значительной мере осознанно регулирует протекание этих процессов.
Неразрывная взаимосвязь осознанного и неосознанного обеспечивает непрерывность
психического как процесса. Эта непрерывность проявляется в тесной
взаимосвязанности познавательной и аффективной компонент любого психического
акта.
Психоид (от греч. psyche - душа и eidos - вид) - духовные образования или силы.
У Дриша часто имеет смысл энтелехии.
Психоид (устар.;
психо- + греч. –eidēs
подобный; син. Блейлера психоид) — гипотетическое теоретическое понятие: термин
предложен Блейлером для обозначения целостных биологических процессов у растений
и животных, направленных на сохранение жизни; по мнению автора, такие процессы
подобны психической деятельности человека, но не идентичны ей.
Психология элементов - течение в
психологии, которое
усматривает в психике, по аналогии с химическими и физическими представлениями,
элементы восприятия, чувства и мысли (см. Атомизм).
Психология элементов развивается с 17 в.,
наиболее видным ее представителем являлся Вильгельм Вундт.
Против психологии
элементов выступает целостная психология.
Психография (от греч. psyche душа и graphein - писать) - описание
личности.
Психовитализм (от греч. psyche душа и лат. vita - жизнь) - принятие особого,
сверхиндивидуального, психического, теологического принципа, призванного
объяснить целесообразное поведение организмов.
Психогенный (от греч. psychogen) - духовно обусловленный (напр., известные
физиологические проявления - сердцебиение от страха, неврозные болезненные
симптомы).
Психогенетика - см.
Поведенческая генетика. - физиология -
психология
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|