|
Торможение - в
психологии активный, неразрывно связанный с возбуждением
процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров;
прерывание
органических функций определёнными нервами, в частности вагусом, путем
раздражения которого можно замедлить биение сердца или совсем остановить его.
Торможение является симптомом ограничения
функций Я, производимого путем
вытеснения побуждений (см. Комплекс) и связанного с ним обеднения
энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем
самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего
сверх-Я.
В педагогике
интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к
обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т.д.
Большая часть воспитательной работы состоит в том, чтобы устранить
нежелательное торможение и создать желательное.
В метафизике Макса Шелера
торможение и растормаживание являются двумя осн. функциями
духа, который
растормаживает «могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное
количество образов порыв, - этот порыв должен нести ответственность за
действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое
никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и
идеями», - с тем
чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но
дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском
действительности («Die
Stellung des Menschen im Kosmos», 1928).
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|