КИТАЙ КЛУБ galactic.org.ua ФИЛОСОФИЯ
И |
ж |
15. ОБОБЩЕНИЕ СЮНЬ-ЦЗЫ ДОЦИНЬСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Сюнь-цзы (прибл. 313—238 гг. до н.э.) по имени Куан,
называемый также Сюнь-цин или Сунь-цин, родился в царстве Чжао в конце периода
Чжаньго; выдающийся мыслитель-материалист и атеист, выходец из вновь возникшего
класса землевладельцев. Научное направление, названное Хань Фэем «служилые Суня»
и созданное Сюнь-цзы, относилось к левому крылу «школы служилых» и пользовалось
большим влиянием в конце периода Чжаньго. Сюнь-цзы прославился своим принципом «возвышать правила поведения». Он считал, что правила поведения; — «основа для усиления государства» (Сюнь-цзы, гл.10), «предел человеческого пути» (Сюнь-цзы, гл.13), «судьба государства зависит от правил поведения» (Сюнь-цзы, гл.11). «Правила поведения», о которых говорит Сюнь-цзы, — это подправленные чжоуские правила поведения, защищавшиеся Конфуцием. Они способствовали укреплению феодального базиса. Сюнь-цзы говорит: «Правила поведения предусматривают ранги для знатных и низких, различия между старшими и младшими (по возрасту), соответствующие этим рангам и различиям бедность и богатство, почтительность и пренебрежение» (Сюнь-цзы, гл.6). Под «рангами для знатных и низких» имеется в виду не родо-иерархическая система рабовладельческого общества, в основе которой лежали кровные связи, а феодально-иерархическая система. Сюнь-цзы ясно указывает: «Если сын или внук вана, гуна, ученого, ши или дафу не соблюдает правил поведения и не придерживается долга, его следует поставить в один ряд с простолюдинами. Если же сын или внук простолюдина... соблюдает правила поведения и придерживается долга, его следует поставить в один ряд с цинами, сянами, ши или дафу» (Сюнь-цзы, гл.5). Считая, что соблюдение правил поведения и долга — это критерий, позволяющий занимать место в иерархической лестнице, Сюнь-цзы в то же время настаивал на политике «уважения мудрых и использования способных», заявляя: «Не обладающий добродетелями не может быть знатным, не имеющий способностей не может быть чиновником»,— противопоставляя, таким образом, эту систему системе потомственного наследования. Он отрицал иерархическую систему, основанную на кровном родстве, и систему потомственного наследования, а поэтому отрицал и чжоуские правила поведения, за которые ратовал Конфуций. Однако, поскольку феодальный строй также связан с иерархической системой, а кроме того, будучи ограничен традиционными взглядами «школы служилых», Сюнь-цзы, подобно Мэн-цзы, выдвигая положение «уважать мудрых и использовать способных», в то же время считал, что «при равенстве в мудрости первым получает знатность родственник, при равенстве в способностях первым получает должность старый друг» (Сюнь-цзы, гл.6), т. е. при равных моральных и деловых качествах преимущество отдается родственникам и старым друзьям. Сюнь-цзы твердо отстаивал принцип, что людей, «начиная от ученых и выше, обязательно надо ограничивать с помощью правил поведения и музыки, а простолюдинами и народом обязательно управлять с помощью закона» (Сюнь-цзы, гл.6). Таким образом, он считал, что к благородным и простым людям, занимающим разное положение на иерархической лестнице, должно проявляться разное отношение. Ратуя за «возвышение правил поведения», Сюнь-цзы одновременно настаивал на «уважении закона», считая, что «закон — это начало управления» (Сюнь-цзы, гл.8); «если все чиновники боятся закона и следуют правилам, в государстве никогда не будет беспорядков» (Сюнь-цзы, гл.7). Понятие «уважать закон» предусматривает наказания и награды: «Поощрять их путем наград и предостерегать с помощью законов об уголовных наказаниях и штрафов» (Сюнь-цзы, гл.5).Конфуцианцы также высказывались за наказания, но Сюнь-цзы настаивал даже на «суровых наказаниях». Помимо наказаний, конфуцианцы считали, что народ следует убеждать с помощью правил поведения и понятия «долг», в то время как легисты говорили об убеждении народа с помощью наград. Сюнь-цзы же, выдвигая требование уважать закон, настаивает на одновременном применении и наказаний, и наград и в этом сближается с легистами, проявляя особенность, присущую левому крылу «школы служилых». Однако в глазах Сюнь-цзы метод наказаний и наград полностью направлен на оказание поддержки правилам поведения, и он лишь развивал, но не отрицал основной принцип «школы служилых» «одновременно применять и добродетель и наказания, наказаниями помогать добродетели». Сюнь-цзы говорит: «Правила поведения — основа закона, главный принцип в подобных ему документах» (Сюнь-цзы, гл.1). В этих словах выражаются основные взгляды Сюнь-цзы на связь закона с правилами поведения. В идеологической системе Сюнь-цзы правила поведения: это основная веревка, за которую тянут сеть, а закон — ячейка сети, и как веревка управляет ячейкой, так и закон помогает правилам поведения. Он указывает: «Сила, не знающая противника, помогает подчинять людей» (Сюнь-цзы, гл.5), что также ясно указывает на связь между правилами поведения и законом. Сюнь-цзы считал: «Если высшие любят правила поведения и долг... народ можно убедить, не прибегая к наградам, народ можно подчинить, не прибегая и к наказаниям» (Сюнь-цзы, гл.8). В этом и состоит «путь правителя». Становится очевидным, что основной принцип требования «возвышать правила поведения, уважать закон» связан с оказанием законом помощи правилам поведения. Кроме того, Сюнь-цзы занимался исследованием вопросов, связанных с правилами поведения. Он считал, что человек «в силе уступает быку, в (способностях) бегать уступает лошади» и тем не менее заставляет служить себе и быка, и лошадь, а причина в том, что «люди могут жить в стаде, в то время как быки и лошади не обладают этой способностью» (Сюнь-цзы, гл.5). Здесь «стадо» означает организованное общество. С точки зрения Сюнь-цзы, «способность жить в стаде» приводит «к победе над предметами». Далее, развивая эту мысль, он говорит: «Жизнь в стаде без разделения (обязанностей) приводит к соперничеству» (Сюнь-цзы, гл.6). Под «разделением» имеется в виду разделение труда и деление на ранги. Это предпосылка существования «стада». Поскольку «человек от рождения обладает желаниями, то, когда желания не удовлетворяются, неизбежно возникает стремление добиться (их осуществления), но, стремясь добиться осуществления желаний, человек не знает границ и пределов, поэтому неизбежно возникает соперничество. Возникновение соперничества приводит к смутам, а смуты вызывают нищету. Покойные ваны питали отвращение к смутам, поэтому они создали правила поведения и выработали понятие «долг», чтобы разделить людей, удовлетворить их желания и предоставить им требуемое... вот так появились правила поведения» (Сюнь-цзы, гл.13). Такова теория Сюнь-цзы о возникновении правил поведения. Можно отчетливо заметить, что в основе теории Сюнь-цзы о возникновении правил поведения лежит теория, говорящая о природной склонности человека к злу. Согласно этой теории, «знатный стремится стать Сыном Неба, богатый — приобрести все между четырьмя морями»; таково общее желание всех людей, и, когда оно не удовлетворяется, люди начинают добиваться его осуществления, хотя материальные блага и ограниченны. Такое положение при отсутствии разделения по обязанностям неизбежно приводит к соперничеству, соперничество — к беспорядкам, а беспорядки ввергают народ в бедствия. Покойные ваны, испытывая ненависть к беспорядкам, разработали правила поведения и выработали понятие «долг» для установления иерархических границ между людьми и распределения среди них в соответствии с рангами требуемого, чтобы каждый получал то, что ему нужно. В связи с этим Сюнь-цзы и говорит: «Правила поведения служат для поддержания существования» (Сюнь-цзы, гл.13). Соединение правил поведения с поддержанием существования есть дальнейшее развитие конфуцианского учения о «правилах поведения». Основываясь на положении «жизнь в стаде без разделения (обязанностей) приводит к соперничеству», Сюнь-цзы утверждает: «Отсутствие разделения обязанностей — великое бедствие для людей. Разделение (обязанностей) — основной источник силы для Поднебесной» (Сюнь-цзы, гл.6). Разделение людей на ранги и классы есть величайшая несправедливость, но Сюнь-цзы видел в этом основной источник силы и пользы для Поднебесной и, называя это «равенство путем неравенства», считал, что для достижения равенства необходимо различие в рангах. Идея о том, что материальная выгода есть источник возникновения всех беспорядков в обществе и основа разделения на ранги, содержит в себе рациональные элементы. Отталкиваясь от этой идеи, Сюнь-цзы выдвинул мысль об «обогащении народа» и «достатке для народа». Он утверждал, что «правитель, идущий по пути добродетели, делает народ богатым» (Сюнь-цзы, гл.5); «без богатства нет ничего, что позволяло бы поддерживать чувства народа» (Сюнь-цзы, гл.19). Другими словами, если не сделать народ богатым, то нельзя найти ничего другого, что позволяло бы регулировать его желания. Восприняв идею Мэн-цзы об управлении на основе человеколюбия, и особенно идею об «установлении имущества для народа», Сюнь-цзы, говоря об обогащении народа, предлагает провести два основных мероприятия. Первое из них предусматривает предоставление «усадьбы площадью в пять му и пахотного поля площадью в сто му, на которых люди занимались бы своими делами без отрыва от работ, что позволит обогатить народ» (Сюнь-цзы, гл.19). Второе требует «предоставить народу достаток с помощью административных мер», для чего следует «облегчить налоги, взимаемые с полей, уничтожить поборы на заставах и рынках, сократить количество торговцев, редко прибегать к трудовым повинностям, не отнимать у крестьян время в страду... «Это и есть то, что называется предоставлением народу достатка с помощью административных мер» (Сюнь-цзы, гл.6). Выдвинутые Сюнь-цзы положения о «достатке народа» и «об обогащении народа» отражали традиционный взгляд «школы служилых», требовавший ценить народ, и они предусматривали защиту мелких производителей, облегчение бремени трудового народа и повышение его трудовой активности с целью развития феодальной экономики, что исторически имело прогрессивное значение. Сюнь-цзы недвусмысленно указывает: «Когда народ испытывает страх перед приказами (правителя), нет ничего лучше, чем проявлять к нему великодушие» (Сюнь-цзы, гл.5). Сюнь-цзы утверждал, что «правитель — это лодка, а народ — вода. Вода несет лодку, но она же может и опрокинуть ее» (Сюнь-цзы, гл.5). Если народу оказывать милости, предоставлять ему достаток, то «он будет спокойно следовать приказам правителя» (Сюнь-цзы, гл.5). |
ф |
СПОРЫ О ПРАВИТЕЛЕ, УПРАВЛЯЮЩЕМ НА ОСНОВЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, И ПРАВИТЕЛЕ,
УПРАВЛЯЮЩЕМ НА ОСНОВЕ СИЛЫ ____________
16.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В |
- ИСТОРИЯ -
ВЕРОВАНИЯ
- ИСКУССТВО -
ЦИГУН
- УШУ -
ЛИНГВИСТИКА
- СТРАТАГЕМЫ -
ОРГАНИЗАЦИИ -
-
человек -
концепция -
общество -
кибернетика -
философия -
физика -
непознанное -
-
главная -
концепция -
история -
обучение -
объявления -
пресса -
библиотека -
вернисаж -
словари
-
китай клуб -
клуб бронникова -
интерактив лаборатория -
адвокат клуб -
рассылка -
форум -