КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЛЮ ЧЖИ
Лю Цзелянь, Ичжай. 1660,Шанъюань пров. Цзянсу (совр. Нанкин), - 1730.

Апологет ислама. Сын известного богослова Лю Ханьина. Изучал конф. историографию, труды буд., даос, и др. мыслителей, получил энциклопедич. образование. Владел араб. яз. и фарси, был искушен в мусульманском богословии. Много путешествовал в поисках богословских трудов. Последние 10 лет жизни провел в Цзиньлине (территория совр. Нанкина), занимаясь лит. трудом и переводами.

Из соч. Л. Ч. сохранились 50 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Тянь фан син ли" ("Горние природа и принцип"), "Тянь фан дянь ли" ("Горние образцы благопристойности"), "Тянь фан цзы му цзе и" ("Разъяснение смысла горней азбуки"), "Тянь фан чжи шэн ши лу" ("Записи [о пути] от горних сфер к реальной святости"), "У гун ши и" ("Разъяснение смысла пяти деяний [веры]"). Разъяснял осн. догматы ислама в конф. понятиях. Предпринял попытку описания сотворения мира и человека в терминах кит. традиц. космогонии и неоконф. учения о "природе" (син [1]) и "принципе" (ли [1]). Полагал, что вся совокупность структурообразующих "принципов" и материалообразующих "пневм" (ци [I]) восходит к "коренной спонтанности (бэнь жань) единств, истинного Владыки" - Бога. Она существует с тем, чтобы можно было "знать главное для созерцательного сосредоточения [на нем]", "уважительно относиться к [выполняемому] делу, дабы явить [пример] подвижничества (гунфу)", "давать доскональный отчет [в исполнении] предопределения, дабы дойти в нем до конца". Т.о., цель существования этого мира - дать человеку возможность самореализации в осуществлении божеств, промысла о себе. Ряд работ Л. Ч. содержит библиографич. приложения, включающие перечни мусульманской лит-ры, в т.ч. на кит. яз. Соч. "Тянь фан дянь ли" вошло в собр. "Сы ку цюань шу".

*Палладий, архимандрит . Кит. лит-ра магометан. СПб., 1887. С. 43 - 145, 205 - 10; Тянь фан дянь ли цзяо цзе (Разъяснение учения о горних образцах благопристойности). Т. 1 - 4. Цз. 1 -20. Шанхай, 1911.

ЛЮ ШАО
3 в., уезд Хань-дань, обл. Гуанпин (на территории совр. пров. Хэбэй).

Ученый, литератор, сановник из царства Вэй. Составил сб. различных вариантов "Пятиканония" ("У цзин")- "Хуан лань" ("Хрестоматию, [сост. по] высочайшему [повелению!"), вместе с Гоу Си разрабатывал правила сдачи экзаменов на право замещения чиновничьих должностей, обоснованные им в соч. "Синь люй" ("Новые уставы") и "Люй люэ лунь" ("Краткие суждения об уставах"). Составил "Ду гуань као кэ" ("Программа столичных экзаменов для чиновников") из 72 статей и приложение к ней - "Шо люэ" ("Краткие пояснения"). В соч. "Жэнь у чжи" ("Записки о персоналиях") изложил требования к отбору "талантов" на гос. службу, основанные на принципах традиц. физиогномики и исходящие из разработанной Л.Ш. нормативной схемы "трех категорий таланта" и "12 видов способностей". Данная схема подкреплялась натурфилос. идеями взаимодействия полярных сил инь ян в становлении внутр. "индивид, природы" (сии [1]) человека и проявления закономерностей "пяти элементов" (у син [1]) в формировании его внешности и особенностей поведения. Внутр. "срединность и гармонию" (чжун хэ), проявленную во внеш. неброскости и безыскусности, считал условием сбалансированности необходимых гос. мужу "пяти дарований" (у цай): "мужества" (юн [1]), "мудрости" (чжи [1]), "гуманности" (жэнь [2]), "благонадежности" (синь [2]), "верности" (чжун [2], см. Чжун шу). Предлагал оценивать достоинства человека исходя не из субъективного представления об их "величине или малости", но из конкр. дарований, каждое из к-рых может найти должное применение. Из соч. Л.Ш. известны также "Фа лунь" ("Суждения о законе") и "Юэ лунь" ("Суждения о музыке"), сохранившиеся отрывки к-рых включены в "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. соч. периода Троецарствия").

*Жэнь у чжи // СБЦК. Шанхай, б.г.; Shryock Т.К. The Study of Human Abilities, the "Jen Wu Chin" of Liu Shao. New Haven, 1937; "Малявин В.В. Человек в культуре раннеимп. Китая // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983.

ЛЮ ШИПЭЙ
Гуанхань, Шэньшу. 24.6.1884, Ичжэн, пров. Цзянсу,- 20.11.1919, Пекин.

Мыслитель, публицист, обществ, деятель, один из первых пропагандистов анархизма в Китае. В 1902 получил ученую степень цзюйжэнь. Специализировался на изучении "[Чунь цю] Цзо чжуани". В юности воспринял антиманьчж. и антиавторитарные идеи из соч. Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 в.). В 1903 в Шанхае сблизился с радикально настроенными Чжан Тайянем и Цай Юаньпэем, стал гл. ред. газеты "Цзинчжун" ("Набат"), познакомился с зап. общественно-политич. мыслью. Находился под впечатлением взглядов Ж.Ж. Руссо, утверждал, что "тема обществ, договора" содержится в 62 произв. конф. (см. Конфуцианство) классики. В 1905 участвовал в создании "Об-ва сохранения нац. наук" (Госюэ баоцуньхуэй), ратовавшего за сохранение и "очищение" кит. культурного наследия. В 1907 эмигрировал в Японию, где вступил в Тунмэн-хуэй ("Объединенный союз"), был одним из ред. журн. "Минь бао" ("Народ"). Являясь сторонником революц. борьбы с маньчж. дин. Цин, в целом оставался на идеологич. позициях ортодокс, конфуцианства. Начало идейной переориентации Л.Ш. связано с возникновением у него интереса к буддизму. С позиций буд. релятивизма он выступил против конф. доктрины "исправления имен" (чжэн мин). По Л.Ш., абсолютна лишь "пустота" (кун), лежащая в основе мироздания, а "имена" (мин [2]), обозначающие различные явления, относительны. Абсолютизируя их, люди возводят искусств, границы, через к-рые потом не в силах переступить. Т.о., "дух наименований" мешает революц. творчеству. В Японии Л.Ш. познакомился с идеями анархизма. С июня 1907 со своими единомышленниками начал издавать анархистский журн. "Тяньи бао" ("Естеств. закон"), открыл "курсы по изучению социализма". Подтверждение теорий зап. социалистов и анархистов искал во взглядах мыслителя школы нун цзя Сюй Сина (4 в. до н.э.?) и даос. (см. Даосизм) философа Бао Цзинъяня (4 в.?). Полностью изменил свое отношение к конфуцианцам Ван Фучжи и Хуан Цзунси, обвиняя их в том, что они скрывали безнравственность власти. Идею абс. свободы Л.Ш. подчинял положению о всеобщем и полном равенстве. В 1908, разочаровавшись в анархизме, вернулся в Китай и поступил на гос. службу. В кон. 1911 арестован революционерами, освобожден благодаря заступничеству Сунь Ятсена. В 1915 вошел в Чоуаньхуэй ("Общество по изучению благополучия [гос-ва]") - монархич. орг-цию, добивавшуюся реставрации имп. правления во главе с Юань Шикаем, к-рому Сунь Ятсен уступил пост президента Кит. Республики. После смерти Юань Шикая в 1916 приглашен ректором Пекинского ун-та Цай Юаньпэем на преподавательскую работу. В последние годы жизни писал труды по вопросам истории, филологии, философии Китая в традиц. конф. манере.

*Лю Шэньшу сяньшэн ишу (Посмертное собр. соч. г-на Лю Шэньшу). Т. 1 - 7. Б.м., 1936; **Onogawa Hidemi. Liu Shi-p'ei and Anarchism // Acta Asiatica. 1967. №12; Biographical Dictionary of Republican China. Vol. II. N.Y.-L., 1968; Bernal M. Liu Shi-p'ei and "National Essence" // The Limits of Change. Camb. (Mass.), 1975; Кодзима Юма. Рю Сибай-но гаку (Учение Л.Ш.) // Гэймон. 1931. Т. 22. №5. См. также лит-ру к ст. Анархизм в Китае.

Е.Ю. Стабурова

 

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -