КИТАЙ КЛУБ               galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЛИ [1]. "Принцип/закон" (закон, принцип, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум).

Одна из основополагающих категорий классич. кит. философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков "поле" и "почва") или прожилок на яшме, пучков волокон растений ("узорной фактуры") и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения Л. обусловили его терминологич. смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отд. вещи и всему сущему, в т.ч. явлениям духовной жизни.

В филос. контексте Л. употребляется по крайней мере с 4 в. до н.э.: так, в "Ли цзи" и "Си цы чжуани" "небесные письмена" (тянь вэнь) коррелируют с "принципами Земли" (ди Л.) (см. Тянь). Важным этапом терминологизации Л. стали в 5 - 3 вв. до н.э. учения Мо Ди, поздних моистов, Мэн Кэ, Сюнь Куана и Хань Фэя. У Мо Ди понятие Л. связано с понятием гу [1] ("причина") и означает разумное основание для действий человека, а также правила различения истины и не истины. Поздние монеты трактовали Л. как свод правил логич. обоснования отношений понятий и действительности (мин - ши, см. Мин [2]). Мэн Кэ употреблял Л. как этич. понятие - критерий, правило, основание нравственности. Сюнь Куан сближал значение Л. с "ритуалом" (ли [2]): воздействием норм ритуала "обрабатывается", "обтесывается" исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных "принципов" сущего. Хань Фэй указывал на вселенскую универсальность Л. как "культуры (вэнь) формирования вещей". Дальнейшая разработка данного термина связана с философией сюань сюэ, особенно с учением Ван Би (3 в.), к-рый отождествил Л. с изначальной, лишенной качественной определенности и оформленности субстанцией - "небытием/отсутствием" и ввел оппозицию Л. - у ("принцип" - "вещи"), сводящуюся к противопоставлению: "субстанциональное отсутствие - акцидентальное наличие" (у - ю, см. Ю - у; см. также Ти - юн). Л. рассматривалось Ван Би в качестве совершенного единства и "покоя" (цзин [2]), обусловливающего, однако, множественность и движение явленного мира.

Значит, роль в утверждении окончательной интерпретации категории Л. сыграли буд. мыслители. В учении Хуаянь школы Л. как изнач. абс. субстанция, "истинная сущность" всех дхарм (см. Фа [11), составляющая внутр. основу и регулирующую природу всех вещей феноменального мира, отождествляется с универсальным "телом Будды" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь, Л. фо) - Абсолютом и с "природой будды" (фо син, Л. фо син) - исходной сущностью любого живого существа и мира в целом, и противопоставляется "мирским делам" (ши [3]), т.е. предметному миру, что терминологич. обозначается оппозицией Л.- ши.

Буд. интерпретация повлияла на доктрины неоконфуцианства, в к-ром Л. стало осн. категорией, давшей назв. "учению о принципе" (Л. сюэ). В филос. систему неоконфуцианства Л. в данном качестве ввели братья Чэн Хао и Чэн И (11 в.), а разработку этой категории завершил Чжу Си (12 в.). Под Л. стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность бесконечного множества "принципов" отд. вещей образует "Великий предел" (тай цзи) как универсальную тотальность Л., оформляющих аморфную "пневму" (ци [1]), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Л. рассматривалось как логически первичное по отношению к ци [1] начало, хотя его онтологич. первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, Л. и ци [ 1 ] неотделимы и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали Л. также этич. началом, содержащим пять осн. нравственных норм ("пять постоянств", у чан; см. Сань ган у чан): "гуманность" (жэнь [2]), "долг/справедливость" (и [1]), ритуальную "благопристойность" (ли [2]), "мудрость" (чжи [1]) и "искренность" (чэн [1]). Данный тезис и толкование Л. как изнач. и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этич. наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению к-рого цель человека - выявить в себе исходно благую природу, "небесные принципы" (тянь Л.) и избавиться от пагубных "человеч. страстей" (жэнь юй, см. Тянь). В философии др. ведущего мыслителя средневек. конфуцианства- Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Л. считается принадлежащим сфере психики, сознания - "сердца" так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, оппозиционных чжусианской ортодоксии, Л. считалось производным от ци [1] (Ван Чуаньшинь; Дай Чжэнь; Янь Юань [21; Ли Гун и др.).

Ряд ученых трактуют противопоставление Л.- ци как оппозицию соответственно идеального и материального. В совр. кит. науч. терминологии иероглиф Л. используется для передачи таких понятий, как физика (ули-сюэ - "учение о принципах вещей"), география (дили - "принципы земли") и психология (синьлисюэ - "учение о принципах сознания").

Антология мировой философии. М., 1969. С. 196 - 204, 206 - 39, 251 - 59; "Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. М., 1976; Янгутов Л.Е. Категория "ли" в философии кит. буддизма // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Торчинов Е.А. К характеристике этич. доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1982; Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека // Конфуцианство в Китае. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 172 - 96; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 239 - 41; Тан Цзюньи. Лунь чжунго чжэ-сюэ сысян ши чжун "ли" чжй лю и (О шести значениях "ли" в истории кит. филос. мысли) // Синь я сюэбао. 1955. Т. 1. №1; Вэй Чжэнтун. Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Поли, словарь кит. философии). Тайбэй, 1989. С. 479 - 86; Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle // Tsing Hua Journal of Chinese Studies. 1964. Vol. 4. №2; Wittenborn A. U. Revisited and Explorations // The Bulletin of Sung - Yuan Studies. 1981. №17 (N.Y., 1982).

А.И. Кобзев, Е.А. Торчинов

ЛИ [2]. "Благопристойность" ("этико-ритуальные нормы", "этикет", "этика", "ритуал", "церемонии").

Одна из центр, категорий кит. философии, гл. обр. конфуцианства, сочетающая два осн. смысла - "этика" и "ритуал". Этимологич. значение - "культовое действие с сосудом". Начертание иероглифа Л. роднит его с он-тологич. понятием ти [1] ("тело", "строй", "сущность", "субстанция")- графич. основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологич. родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия Л., к-рое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тыс. до н.э. воздействие Л. считалось основывающимся на религ. ритуале, а впоследствии получило преимущественно этич. истолкование.

В древнейших памятниках ("Шу цзин" и "Ши цзин") категория Л. обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политич. конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6 - 5 вв.), теоретически осмыслив понятие Л., превратил его в самую общую характеристику правильного обществ, устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: "Правитель [должен] руководить подданными посредством Л.". "Преодоление себя и обращение к Л. составляет гуманность (жэнь [2])... Не следует смотреть на несоответствующее Л., не следует слушать несоответствующее Л., не следует говорить несоответствующее Л." ("Лунь юй"). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания Л. статуса общегносеологич. норматива: "Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью Л., можно избегнуть нарушений" ("Лунь юй").

Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5 - 3 вв. до н.э. концепция Л. превратилась в центр, мишень антиконф. выпадов со стороны конкурировавших с ним филос. школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конф. "благопристойности" с позиций гедонистич. следования природному естеству (напр., "Чжуан-цзы"). В раннем даосизме Л. представлено как результат последовательной деградации дао, затем "благодати/добродетели" (дэ [1]), "гуманности", "должной справедливости" (и [1]), источник утраты "верности" (чжун [2], см. Чжун шу) и "благонадежности" (синь [2]) ("Дао дэ цзин"). Монеты (см. Мо цзя) с позиций социально-экономич. утилитаризма и понимания Л. как "почтительной осторожности" (цзин [4]) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной Л., ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм ("Мо-цзы"). Легисты (см. Легизм), также отвергая Л. как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули администр. правила и юридич. законы (фа [1]) (напр., "Шан цзюнь шу").

Двузначность Л. как "этики" и "ритуала" позволила двум гл. последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - нач. 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, кон. 4 - 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутр. моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной "доброты" человеч. "природы" (син [1]) и полагая определяющим фактором специфики человека "отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце (синь [1])", Мэн Кэ назвал этот фактор "началом Л.", а само Л. определил как "благоговеющее и почтительно-осторожное сердце", "исконно присущее" человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие Л., правила к-рого были установлены в об-ве древними "совершенномудрыми" (шэн [1]) для обуздания "злой" Человеч. "природы"; эти правила являются источником "культуры" (вэнь).

В собр. основополагающих текстов конфуцианства - "Ши сань цзин" ("Тринад-цатиканоние") входят три специально посвященных Л. произведения: "Чжоу Л." ("Этико-ритуальные нормы [эпохи] Чжоу"), "И Л." ("Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы"), "Л. цзи" ("Записки об этико-ритуальных нормах"). В последнем из них категории Л. придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина ли [1] ("принцип").

Сформулированное в "Л. цзи" учение о Л. образовало фундамент конф. и вообще традиц. для Китая представлений о культуре. Категория Л., войдя в один ряд с такими основополагающими и филос. понятиями, как "гуманность", "должная справедливость", "разумность" (чжи [1]) и "благонадежность", стала выражать идею социального, этич., религ. и общекультурного норматива.

Универсальность понятия Л. давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял Л. как "фокус человеч. дао", "основу научения [молодого] поколения", а назв. выше четыре категории - как "другие имена Л.". Гл. создатель доктрины "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал Л. "ограничительным узором" (цзе вэнь) "небесного принципа" (тянь ли): здесь иероглиф вэнь, выражающий понятие "письменность/культура", несет также исходное значение "узор". Этот "[культурный] узор этико-ритуальных норм (Л. вэнь) рисует небесный принцип", с тем чтобы его могли "видеть люди" и использовать в качестве надежного "мерила" при "научении". Представитель альтернативного "учению о принципе" "учения о сердце" (синь сюэ [1]) Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве Л. и "принципа": последний недоступен наблюдению, но находит проявление в "культуре", являясь с ней "единой вещью" [3]).

**Кобзев А.И. Особенности филос. и науч. методологии в традиц. Китае // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988. С. 25 - 9; Кычанов Е.И. Л. и право // Там же. С. 299 - 308; Ти Wei-ming. The Creative Tension between Jen and Li // PEW. 1968. Vol. 18. №1 -2; Gua A.S. Dimensions of Li (Propriety): Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics // PEW. 1979. Vol. 29. №4; Id. Li and Moral Justification: A Study in the Li Chi // PEW. Honolulu, 1983. Vol. 33. №1. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи".

А.И. Кобзев

ЛИ - ЦИ  "Принцип - пневма".

Терминология, выражение одной из гл. проблем классич. кит. философии со времени возникновения неоконфуцианства (11 - 12 вв.): соотношения двух начал - структурообразующего, статичного, рационально и морально окрашенного "принципа" и материалообразующей, динамичной, чувственной и морально индифферентной "пневмы". См. Ци [1].

ЛИ -ШИ  "Принципы - дела/вещи".

Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы сюань сюэ Ван Би (3 в.) и впоследствии обозначившая осн. положение философии буд. Хуаянь школы о сущностном единстве абс. и феноменального бытия.

В философии Хуаянь под "принципами" (ли [1]) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см. Фа [1], п. 2). Ли [1] отождествляется с универсальным "телом будды" (санскр. дхар-макайа, кит. фа шэнь), к-рое именуется также "принципом-телом будды" (ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом - "основанной на принципе природой будды" (ли фо син). Под "делами/вещами" (ши [3]) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (луньхуэй), т.е. "сущее".

Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (непань), философы школы Хуаянь (Душунь - 6 - 7 вв., Фац-зан - 7 - 8 вв., Цзунми - 8 - 9 вв. и др.) выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли [1] и ши [3], но и о "беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и дел/вещей" (Л.- ш. у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов "единого сознания [будды]" (и синь). Это учение дополняется мыслителями Хуаянь положением о "беспрепятственном [взаимопроникновении] всех дел/вещей" (ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом инд. "Гандавьюха сутры", входящей в "Аватамсака сутру" ("Хуаянь цзин"). Гл. "О вхождении в дхармадхату" (кит. "Жу фа цзе пинь") этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины "беспрепятственного [взаимопроникновения]" определяют специфику философии школы Хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом.

Учение о Л.- ш., содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиц. кит. философии.

**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 238 - 45; Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park, 1971.

E.A. Торчинов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -