К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

ДАЙ ЧЖЭНЬ  Дай Дунъюань, Дай Шэньсю.
19.1.1723, Сюнин пров. Аньхой,- 1.7.1777, Пекин.

Философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух гл. направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классич. лит-ры "Сы ку цюань шу" ("Поли. собр. всех кн. по четырем разд."). В 1775 за науч. Заслуги без экзаменов (к-рые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлинь академии.. Развивал методологию "[филологически] доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Д.Ч. излагал собств. взгляды в текстология, коммент. к конф. классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даос.-буд. влияниями коммент. предшествовавших конфуцианцев (Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы, Лу [Цзюаня]- Ван [Янмина] школы). Гл. филос. соч. Д.Ч.- "Значения слов "Мэн-цзы" в коммент. и свидетельствах" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн") и "Обращение к началу добра" ("Юань шань").

Осн. тенденция теоретич. построений Д.Ч.- стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от "Си цы чжуани" и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан, см. Син [2]) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци [2]) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци [1]): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син [1]) и, с др. - уже оформившейся в множества конкр. устойчивых вещей. Д.Ч. обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего филологич. значения "путь", "дорога", с помощью этимологич. компонента иероглифа дао - графич. элемента (в др. написании - самост. иероглифа) син [3] ("движение", "действие", "поведение"), входящего в термин "у син [1]" ("Мэн-цзы цзы и шу чжэн", цз. 2). "Индивид, природа" (син [1]) каждой вещи, по Д.Ч., "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), к-рое порождается "гуманностью" (жэнь [2]), упорядочивается "благопристойностью" (ли [2]) и стабилизируется "должной справедливостью" (и [1]). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели" - дэ [1]) и "принципов" (ли [1]), а антропологически - в виде "предопределения" (мин [1]), "индивид, природы" и "способностей" (цай) ("Юань дао", цз. 1).

Д.Ч. выступал против канонизированного неоконфуцианством пер. правления дин. Сун (960- 1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин [2]) и "желаниям" (юй, см. Тянь), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип"- то неизменное, что специфично для "индивид, природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшеств. неоконфуцианцев Д.Ч. считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеч. психике - "сердце" (синь [1]), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Д.Ч., различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Д.Ч. обосновывал приоритет эмпирико-аналитич. подхода как в познании, так и в практике.

Малопопулярные в свое время труды Д.Ч. вызвали интерес к себе в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умонастроениям значит, части кит. интеллигенции.

*Мэн-цзы цзы и шу чжэн. Пекин, 1956; Юань шань. Пекин, 1956;
**Радуль-Затуловский Я.Б. Д.Ч.- выдающийся кит. просветитель // ВФ. 1954. №4; Кобэев А.И. Китай // История политич. и правовых учений XVII - XVIII вв. М., 1989; Ху Ши. Дай Дунъюань дэ чжэсюэ (Философия Дай Дунъюаня). Тайбэй, 1963; Ван Мао. Д.Ч. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. мысли Д.Ч.). Хэфэй, 1980; Юй Инши. Лунь Д.Ч. юй Чжан Сюэчэн (О Д.Ч. и Чжан Сюэчэне). Тайбэй, 1980; Wilhelm R. Der Philosoph Dai Dschen // Chinesisch - Deutscher Almanach. 1932. S. 6- 13; FreemanM. The Philosophy of Tai Tung-yuan // JNCBRAS. 1933. Vol. 64. P. 50 - 71; Yii Ying-shih. Tai Chen and Chu Hsi Tradition // Essays in Commemoration of the Golden Jubilee of the Fung Ping Shan Library. Ed. by Chan Ping-leung et al. Vol. 2. Hong Kong, 1982. P. 376 - 392.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -