К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

Е ШИ   Е Чжэнцзэ, прозв. Шуйсинь.
1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. лров. Чжэцзян),- 1223.

Мыслитель-неоконфуцианец, политич. деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. соч.- "Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя Шуй-синя"), "Бе цзи" ("Собр. произв. о чуждом").

Утилитаризм школы Юнцзя проявился у Е Ш. в учении о "достижении пользы/выгоды"; последняя (ли [3]) объявлялась условием реального существования "долга/справедливости" [11) ("Си си цзи янь", цз. 23). Вразрез с общей для конф. идеологии тенденцией он настаивал на гос. поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиц. противопоставление как второстепенных "ветвей" (мо) сельскому хоз-ву - "корню" (бэнь) гос. мощи (там же, цз. 19). Считал проявления дао как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира "оформленных" (син [2]) вещей, образуемых мировой субстанцией - "пневмой" (ци [1]). Формы проявления "течения и превращений [пнсвмы], не имеющей постоянной локализации", явлены в "пяти элементах" (у син [1]) и восьми триграммах (ба гуа, см. Гуа). Толковал вселенское "Единство" ("Единое"-и [2]) не как синоним "единения/тождества" (тун [1], см. Да тун [1]), а как сущность, принципиально отличную от "вещей" [3]). Это "Единство" реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космич. сил - инь ян, к-рые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации "срединное™ и постоянства" (чжун юн, см. "Чжун юн")- итоговому состоянию дао, уподобленному ровной водной глади после волнения стихий ("Е Ш. цзи", гл. "Чжун юн"). В учении о познании Е Ш. делал акцент на ценности субъективного практич. опыта. Рассматривал человеч. "страсти" (юй, см. Тянь) как естеств. тягу к удовлетворению человеч. потребностей, а правила этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2])-как ограничитель и регулятор "страстей", но не средство их подавления ("Си си цзи янь", цз. 15). Подвергал критике отд. положения столпов конфуцианства - Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ; отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть "Чжоу и". Осуждал представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за эклектич. смешение положений даосизма и буддизма при конструировании космогонич. схем с использованием понятий тай цзи ("Великий предел") и у цзи ("Беспредельное"). Отрицательно относился к даос, и особенно к буд. этике и учениям о познании как ведущим к "неизбежному забвению [задачи] осуществления своего дао" ("Си си цзи янь", цз. 43), т.е. задачи должной индивид, самореализации.

*Цзи (Собр. соч.). Т. 1 - 3. Пекин, 1961.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -