К
И
Т
А
Й

К
л
у
Б

g
a
c
t
i
c
o
r
g
u
a

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
Я

 

ФАНЬ ЧЖЭНЬ  Фань Цзыжэнь
450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),- 515(?)

Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в пер. правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. сансара, кит. лунъхуэй) и воздаянии (карма, е). Осн. филос. соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80 - 90-е гг. 5 в. и 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.

Осн. постулат теоретич. построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип [2]) и "духа" (шэнь [1]). Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци [1]), он довел их до логич. завершения. Ф.Ч. отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн [2]). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци). Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естеств. законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич. объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.

Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. и рационалистич. тенденций древней и раннесредневек. философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении им

системы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.

**Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1; Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".

М.Е. Кравцова

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -