КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

СЮЙ ХЭН
Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.

Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т.е. существовавших при дин. Хань, 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) законов". В обл. космологии придерживался трактовки дао как автономного источника всего сущего, а "Великого предела" (тай цзи)- как порождения дао. Содержащаяся в "Великом пределе" "единая пневма" (см. Ци [1]) делится на качественно противоположные субстанции - "пневму" инь |1] и "пневму" ян [1], к-рые рождают "Небо, Землю и десять тыс. вещей"; "самой драгоценной вещью [3])" является человек. Отождествлял понятия Небо (тянь) и ли [ 1 ] ("принцип"), считал структурообразующий "принцип" онтологич. предшественником "вещей" (у [3]): "имеется принцип и затем уже имеются вещи". "Принцип и человеч. сердце (синь [1]-сознание и психика) пронизываются Единым (дао)", что позволяет человеку "распоряжаться десятью тыс. вещей, контролировать десять тыс. дел". Считал "[индивид.] природу" (син [1]) человека предопределенной Небом (тянь) и изначально "доброй"; вместе с тем "доброту" или "зло" человеч. природы обусловливает чистота или загрязненность "пневмы". Ее качество м.б. изменено посредством обучения, "сохранения и вскармливания [внутр. пневмы]" (т.е. самовоспитания), самоконтроля (син ча - "исследования и проверки"), восстанавливающими т.о. исконную "доброту" человеч. "природы", сберегающими в человеке "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли [1]). В целом воспитание человека сводится к "подчинению пневмы принципу". Определяя соотношение "знания и действия" (чжи - син), С.Х. делал акцент на приоритете "практического действия" (цзянь син). Признавал, что "истинное знание представляет собой действие", однако не отождествлял их полностью, полагая, что "знание и действие [существуют] вдвоем, дополняя и продвигая [друг друга]". Соч. С.Х. сведены в сб. "Лучжай и шу" ("Наследие Лучжая").

Сюй Юаньхз

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -