КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

СЮНЬ ЮЭ  Сюнь Чжунъюй.
148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209.

Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя 4 - 3 вв. до н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. службе. Осн. соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие "дух" (шэнь [1]) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее "(телесной) форме" (сим [2]): последняя есть "пневменное" (ци [1]) образование, тогда как наличие "духа" обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева. Полагал, что в человеч. "природе" (син [1]) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (1 в. до н.э.) о том, что "природа" и "чувственность" человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею "трех категорий" (сань пинь)- качественных уровней - человеч. "природы", из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла. Тем не менее и каждый из этих уровней имеет три градации. Качественный рост человека обусловлен "научением" (цзяо) и осуществлением юридич. закона (фа [1]), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы: соответственно ян [1] и инь [1] (см. Инь ян), причем "доброта" формируется за счет "научения", а "зло" подавляется посредством закона. Оба средства в социально-политич. сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. обеспечивать должную направленность его воли. Идея С.К), о "трех категориях" человеч. природы получила развитие в учении Хань Юя (8 -нач. 9 в.).

*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Разд. двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960; Ch'en Ch'i-упп. Hsun YQeh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introd. and Annotation. Princ., 1980; **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 128 - 30, 146.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -