КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

СЯН СЮ
Сян Цзыци. 227, Хуай обл. Хэнэй (к юго-зап. от совр. Ичжи пров. Хэнань),- 272.

Мыслитель и литератор, представитель филос. направления сюань сюэ, известен как один из "семи мудрецов из бамбуковой рощи" наряду с Цзи Каком, Жуань Цзи, Шань Тао, Лю Лином, Цзы Сянем и Ван Жуном. Состоял на гос. службе. Биография и сведения о творчестве содержатся в "Цзинь шу" ("История дин. Цзинь", 5 в.). Был увлечен учением Лао-цзы и Чжуан-цзы, его коммент. соч. "Чжуан-цзы инь цзе" ("Изъяснения сокрытого в "Чжуан-цзы") оказало большое влияние на взгляды Го Сяна (3 - нач. 4 в.). Соч. С.С. сохранились во фрагментах, цитируемых в сборниках: "Ле-цзы чжу" ("Резюмирующие коммент. к "Ле-цзы") Чжан Чжаня (4 в.), "Ши шо синь юй" ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих", нач. 5 в.), "Цзин дянь ши вэнь" ("Толкования канонич. классики") Лу Дэмина (6 - нач. 7 в.) и др.

С.С. отвергал идею единого порождающего начала, отстаивал тезис о спонтанном и бесконечном "самопорождении" (цзы шэн) всего сущего. Вместе с тем признавал существование некоего таинственного "корня порождений и превращений" (шэн хуа чжи бэнь), к-рый "не рождается и не превращается" ("Ле-цзы чжу"), что может свидетельствовать о влиянии на его взгляды концепции "ценить небытие" (гуй у), развивавшейся мыслителями 1 -и пол. 3 в. А'э Я нем и Ван Би. Стремился к примирению конфуцианства и даосизма, к-рые "суть одно", доказывал, что даос, учение о "естественности" (цзы жань) и конф. "почитание имен" (мин цзяо, см. Мин [2]) вполне совместимы. "Принцип естественности" (цзы жань чжи ли, см. Ли [1]), т.е. основополагающее структурообразующее начало, присущее мировой спонтанности, применительно к человеку выражается в том, что человеч. ощущения и само рождение человека обусловлены и пронизаны структурирующим воздействием "пяти элементов" (у сип [1]) как принципиальной системы отношений между вещами и явлениями. "Пять вкусов", восприятие "пяти цветов" и т.п. побуждают человека к удовлетворению своих потребностей, но эта тяга должна регулироваться посредством этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]) ("Нань ян шэн лунь"- "Рассуждения о трудностях пестования жизни").

См. лит-ру к ст. Сюань сюэ.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -