|
|
САНЬ
ЦИН
"Триада чистых", "три чистоты". Даос,
понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургич. символизма три
аспекта дао.
Объединяет три осн. смысла.
1. Религиозно-филос.: неиерархизированные аспекты саморазвертывания единого
дао-универсума.
2. Космогонич.: сферы горнего мира - Юй цин ("Нефритовая чистота"), Шан цин ("Верховная
чистота") и Тай цин ("Великая чистота"), *обиталища небожителей.
3. Религ. (в позднем даосизме): божества горних сфер. Сфере Юй цин
соответствует Юаньши тянь-цзунь ("Небесный владыка изначальности"), он же
Тяньбао-цзюнь ("Государь Небесная драгоценность"); в нар. религии
отождествляется с верховным божеством Юй-ди (см. Шан-ди). Шан цин
соответствует Линбао тянь-цзунь ("Небесный владыка духовной драгоценности"),
Тайшан дао-цзюнь ("Верховный государь дао"), ответственный за упорядочение
времени и взаимодействие сил инь ян. Сфера Тай цин представлена божеством
Тайшан Лао-цзюнем ("Верховный старый государь"), отождествляемым с
обожествленным Лао-цзы (Лао-цзюнем, "Государем Лао"). В синкретич.
традиции (см. Сань цзяо) божества сфер Юй цин, Шан цин и Тай цин
корреспондируют соответственно с духовной (непостижимой), прославленной и земной
ипостасями Будды. Намеченные здесь ступени приближения к дольнему миру
прослеживаются и в одной из версий своеобразной иерархии святости обитателей
горних сфер: Юй цин доступна "совершенномудрым" (шэн [1]), Шан цин
-"истинным людям"' (чжэнь). Тай цин - "святым-бессмертным" (сянь). Эта
иерархия отражает взаимодействие даос, и господствующих конф. (шэн [1])
ценностей. В даосизме подчеркивалось субстанциальное единство С.ц. (напр.,
медитативная практика "хранения Одного" - шоу и - предусматривала повторение
формулы "три есть Одно").
*Рифтин Б.Л. С.ц. //
Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese
Mythology. Shanghai, 1932. P. 399 - 400; Торчинов E.A. Даосизм. СПб.,
1993. С. 102 - 3. |
|
|