КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ТАЙ ЦЗИ  "Великий предел"

Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи [2]" несет понятие предела (высшей и гл. позиции или степени), охватывающее два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "Т. ц." впервые встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань"), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и [4]) имеют Т. ц.", из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тут Т. ц. как синоним тай чу ("Великого начала"), тай и ("Великого единого") и дао, т.е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци [1]), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил Т. ц. альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", к-рому посвятил спец. соч.- "Канон Великой тайны" ("Тай сюань цзин"). Мыслителями филос. течения сюань сюэ, в т.ч. Ван Би (3 в.), Т. ц. отождествлялся с "отсутствием/небытием" (см. Ю - у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть Т. ц. с помощью понятия "юань ци [1]"- "изнач. пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате "Изъяснение плана Великого предела" ("Тай цзи ту шо") Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг Т. ц. с понятием "у цзи", восходящим к "Дао дэ цзину", где оно означает неисчерпаемую первозданность или "Предел отсутствия/небытия". Описав космогенез как следствие движения самого Т. ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиц. наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал сопряжение у цзи и Т. ц. как отношение первичного и вторичного соответственно, а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, Т. ц. есть совокупность всех "принципов" (ли [1]), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен (1866 - 1925) использовал термин "Т. ц." для передачи зап. понятия "эфир" (итай).

Существует предположение, что известное ныне графим, изображение Т.ц. в виде т.н. монады, т.е. темного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7 - 8 вв. под влиянием буд. мандал (см. Ми школа). Схемология Т. ц. обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиц. науке.

**Кобзев А.И. Генерализация в классич. кит. философии // НАА. 1986. №5; Чжэн Ваньгэн. Т. ц. // Чжунго чжэсюэ яньцзю. 1986. №3; Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения кит. философии). Пекин, 1982. С. 25, 38; Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь Т. ц. (Ван Фучжи о Т. ц.) // Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань). 1982. №6; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 39 - 57.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -