КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

У ЮНЬ
У инь, у чжун, санскр. панча скандха - доел, "пять куч", "пять скоплений"

Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа [1], п. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем "человеч. я" (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о "человеч. не-я" (пудгаланайратмья, жэнь у во, см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только "человеч. я", но и самих У ю., что выразилось в концепции "дхарменного не-я" (дхарманай-ратмья, фа у во, см. У во). Пять скандх делились на "относящиеся к материальному - рупа, сэ (первая скандха) и "относящиеся к психич." - нама, синь [ I ] (остальные четыре). Первая скандха состоит из "четырех великих первостихий" (махаб-хута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (шоу, ведана) - "ощущение" - обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (сам-джня, сян [1])- "[способность к созданию] образов" - определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син [3])- "действование" - реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см. Е) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши [4])- "сознание" - функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и "действование", дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. Ба ши).

Доктрина У ю., характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит, влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае.

**Роэенберг О.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Лепехов С.Ю. Психологич. проблемы в "Хридаясутре" // Психологич. аспекты буддизма. Новосиб., 1986; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 212, 278 - 9.

А.А. Маслов, Е.А. Торчинов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -