КИТАЙ КЛУБ galactic.org.ua ФИЛОСОФИЯ
ВАН АНЬШИ. Ван Цзефу, Ван Баньшань.1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин) Гос. деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и гос. ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных соединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система ба-оцзя). Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации гос-вом ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность В.А. вызывала сопротивление многих видных его современников, среди к-рых были крупнейшие представители кит. культуры - Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и др. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологич., так и в художеств, лит-ре Китая. Будучи в основе конфуцианской, в части, ориентированной на утопич. идеал системы '*колодезных полей" (цзЛн тянь), социально-политич. программа В.А. включала в себя утилитаристские принципы легизма: опору на законы (фа [1]), в особенности карательные ("суровые наказания за малые проступки"), поощрение воинской доблести (у [2], см. Вэнь), отказ от признания абс. приоритета "древности" (гу [1]) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практич. направленности системы образования и гос. экзаменов), В.А. создал "новое учение" (синь сюэ 12], п. 1), основанное на оригинальной интерпретации трех конф. канонов - "Ши цзина", "Шу цзина" и "Чжоу ли", последний из к-рых в области социально-политич. идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонич. летописи "Чунь цю". Из соответствующих экзегетич. произведений В.А. сохранился лишь трактат "Чжоу гуань синь и" ("Новый смысл чжоуского управления"), посвященный "Чжоу ли". В обл. онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа "Чжоу и" В.А. стремился использовать более простую схему "пяти элементов" (у син [1]), содержавшуюся в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), что отражено в его гл. филос. соч. - коммент. к этому тексту ("Хун фань чжуань"). Интерес В.А. к даосизму, проявившийся в создании коммент. (чжу) к "Дао дэ цзину" (сохранились фрагменты) и сочувств. эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (12 в.) поводом к упрекам В.А. в подверженности даос, влиянию. Интерпретируя "Дао дэ цзин", В.А. трактовал дао как общемировую субстанцию, "телесную сущность" (ти [1], см. Ти-юн) к-рой составляет покоящаяся "изнач. пневма" (юань ци [1]), а "проявление" (юн [2])-движущаяся всенаполняющая (чун) "пневма" (ци |1]). "Покой" (цзин [2])- "господин движения" (дун, см. Дун - цзин), высшей закономерностью к-рого является "предопределение" (мин \\\). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами (оу) противоположностей (дуй) по модели инь ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям "пяти элементов", к-рые конкретизировались В.А. в 12 категориях: "времена", "места", "материалы", "пневмы", "индивидуальные природы" (син [1|), "телесные формы" (син [2]), "дела" (ши [3], см. Вэй [1]), "чувства" (цин [2], см. Син [1]), "цвета", "звуки", "запахи", "вкусы". "Дух" (шэнь [1]) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изнач. "покою", хотя он и произволен от "телесной формы": он "рождается от индивид, природы, индивид, природа - от подлинности ("искренности"-чэн [1]), подлинность - от сердца (синь [1])". В.А. считал, что "индивид, природа" человека нейтральна по отношению к категориям "добра" и "зла" (см. Син [1]), к-рые приложимы лишь к ее деятельному проявлению - "чувствам". Отсюда он выводил возможность активного педагогич., юридич., экономич. и политич. воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных "чувствами". Эксперименты В.А. были прекращены после его отставки, но его социально-политич. взгляды продолжали оказывать существ. влияние на мн. средневек. кит. мыслителей, в т.ч. на Ван Янмина (15 - 16 вв.), а в кон. 19 - нач. 20 в. - на реформаторов нового типа Кан Ювэя, Лян Цичао и др. Модернизированный вариант идеологич. аргументации В.А. - тезис об "огосударствлении" осн. сфер экономич. и обществ, жизни для ограничения частного "произвола" и во имя блага народа, интересы к-рого неотделимы от интересов надклассового об-ва-гос-ва, присутствует в доктринах ряда политич. течений Китая 20 в., прежде всего Гоминьдана и Гос.-социалистич. партии. Однако распространенные в лит-ре оценки В.А. как этатиста-социалиста, провозвестника гос. капитализма исторически некорректны. *Линьчуань сяньшэн вэнь цзи (Собр. лит.
творений учителя из Линьчуани). Шанхай, 1959; Ван Вэнь-гун цюань цзи (Поли. собр.
соч. Вана, князя Культуры). Пекин, 1962. А.И. Кобзев |
(А - Ж) (И - Н) (О - Т) (У - Ц) (Ч - Я) (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)
- ИСТОРИЯ -
ВЕРОВАНИЯ
- ИСКУССТВО -
ЦИГУН
- УШУ -
ЛИНГВИСТИКА
- СТРАТАГЕМЫ -
ОРГАНИЗАЦИИ -
-
человек -
концепция -
общество -
кибернетика -
философия -
физика -
непознанное -
-
главная -
концепция -
история -
обучение -
объявления -
пресса -
библиотека -
вернисаж -
словари
-
китай клуб -
клуб бронникова -
интерактив лаборатория -
адвокат клуб -
рассылка -
форум -