КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ВАН АНЬШИ. Ван Цзефу, Ван Баньшань.
1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин)

Гос. деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и гос. ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных соединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система ба-оцзя). Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации гос-вом ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность В.А. вызывала сопротивление многих видных его современников, среди к-рых были крупнейшие представители кит. культуры - Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и др. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологич., так и в художеств, лит-ре Китая.

Будучи в основе конфуцианской, в части, ориентированной на утопич. идеал системы '*колодезных полей" (цзЛн тянь), социально-политич. программа В.А. включала в себя утилитаристские принципы легизма: опору на законы (фа [1]), в особенности карательные ("суровые наказания за малые проступки"), поощрение воинской доблести (у [2], см. Вэнь), отказ от признания абс. приоритета "древности" (гу [1]) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практич. направленности системы образования и гос. экзаменов), В.А. создал "новое учение" (синь сюэ 12], п. 1), основанное на оригинальной интерпретации трех конф. канонов - "Ши цзина", "Шу цзина" и "Чжоу ли", последний из к-рых в области социально-политич. идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонич. летописи "Чунь цю".

Из соответствующих экзегетич. произведений В.А. сохранился лишь трактат "Чжоу гуань синь и" ("Новый смысл чжоуского управления"), посвященный "Чжоу ли". В обл. онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа "Чжоу и" В.А. стремился использовать более простую схему "пяти элементов" (у син [1]), содержавшуюся в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), что отражено в его гл. филос. соч. - коммент. к этому тексту ("Хун фань чжуань"). Интерес В.А. к даосизму, проявившийся в создании коммент. (чжу) к "Дао дэ цзину" (сохранились фрагменты) и сочувств. эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (12 в.) поводом к упрекам В.А. в подверженности даос, влиянию. Интерпретируя "Дао дэ цзин", В.А. трактовал дао как общемировую субстанцию, "телесную сущность" (ти [1], см. Ти-юн) к-рой составляет покоящаяся "изнач. пневма" (юань ци [1]), а "проявление" (юн [2])-движущаяся всенаполняющая (чун) "пневма" (ци |1]). "Покой" (цзин [2])- "господин движения" (дун, см. Дун - цзин), высшей закономерностью к-рого является "предопределение" (мин \\\). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами (оу) противоположностей (дуй) по модели инь ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям "пяти элементов", к-рые конкретизировались В.А. в 12 категориях: "времена", "места", "материалы", "пневмы", "индивидуальные природы" (син [1|), "телесные формы" (син [2]), "дела" (ши [3], см. Вэй [1]), "чувства" (цин [2], см. Син [1]), "цвета", "звуки", "запахи", "вкусы". "Дух" (шэнь [1]) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изнач. "покою", хотя он и произволен от "телесной формы": он "рождается от индивид, природы, индивид, природа - от подлинности ("искренности"-чэн [1]), подлинность - от сердца (синь [1])". В.А. считал, что "индивид, природа" человека нейтральна по отношению к категориям "добра" и "зла" (см. Син [1]), к-рые приложимы лишь к ее деятельному проявлению - "чувствам". Отсюда он выводил возможность активного педагогич., юридич., экономич. и политич. воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных "чувствами".

Эксперименты В.А. были прекращены после его отставки, но его социально-политич. взгляды продолжали оказывать существ. влияние на мн. средневек. кит. мыслителей, в т.ч. на Ван Янмина (15 - 16 вв.), а в кон. 19 - нач. 20 в. - на реформаторов нового типа Кан Ювэя, Лян Цичао и др. Модернизированный вариант идеологич. аргументации В.А. - тезис об "огосударствлении" осн. сфер экономич. и обществ, жизни для ограничения частного "произвола" и во имя блага народа, интересы к-рого неотделимы от интересов надклассового об-ва-гос-ва, присутствует в доктринах ряда политич. течений Китая 20 в., прежде всего Гоминьдана и Гос.-социалистич. партии. Однако распространенные в лит-ре оценки В.А. как этатиста-социалиста, провозвестника гос. капитализма исторически некорректны.

*Линьчуань сяньшэн вэнь цзи (Собр. лит. творений учителя из Линьчуани). Шанхай, 1959; Ван Вэнь-гун цюань цзи (Поли. собр. соч. Вана, князя Культуры). Пекин, 1962.
**Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. СПб., 1909; Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е гг. XI в.). М., 1970; Позднеева Л. Д. Кит. преобразователь XI в. в совр. ему памфлете // ВМУ. Востоковедение. 1970. №1; Хоу Вайлу, Цю Ханьшэн. Вэйучжуичжэ В.А. (Материалист В.А.) // Лиши яньцзю. 1958. №10; WilliamsonH.R. Wang An-shih, a Stateman and Educationalist of the Sung Dynasty. Vol. 1 - 2. L., 1935-7; Liu T.C.J. Reform in Sung China. Wang An-shih (1021 - 1086), and His New Policies. Camb., 1959; Wang An-shih. Practical Reformer? Ed. by Meskill J. Boston, 1963.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -