КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

BAH БАЙ. Прозв. Хуэйчжи, Чанеяо, Лучжай.
1197, Цзиньхуа, окр. Учжоу (совр. пров. Чжэцзян), - 1274

Ученый, последователь Чжу Си (12 в.). Преподавал в высших учебных заведениях. Следуя тезису Чжу Си о логич. первичности структурообразующих "принципов" (ли [1]) и вторичности субстанциальной "пневмы" (ци [1]), вместе с тем отмечал, что они неразделимы с того момента, когда начинают образовывать индивид, "природные качества" (син [1]), хотя и никоим образом не могут быть "смешаны". В отличие от Чжу Си, к-рый толковал сопоставление Чжоу Дуньи "Беспредельного" (у цзи) и "Великого предела" (тай цзи) как их сущностное тождество и в то же время отождествлял У цзи с "бесформенным" (у син [2], см. Син [2]), В. Б. полагал, что коль скоро "само Беспредельное и есть Великий предел", "обладающий принципами", то оно не может "не иметь форм". Осн. соч.

В. Б.- "Шу и" ("Сомнительные места в '"[Каноне] писаний"), "Ши и" ("Сомнительные места в "[Каноне] стихов"), "Ши му" ("Оглавление к "[Канону] стихов") и др. после его смерти были сведены в сб. "Лучжай яо юй" ("Осн. речения Лучжая").

ВАН БИ. Ван Фусы
226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. пров. Хэнань), - 249

Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. идеи в коммент, к конф. и даос, классике, из к-рых сохранились: "Чжоу и люэ ли" ("Осн. положения "Чжоу и", или "Осн. принципы "Книги перемен"- рус. пер. А.А. Петрова, см. лит-ру); "Чжоу и чжу" ("Коммент. к "Чжоуским переменам"); "Лао-цзы чжу" ("Коммент. к "Лао-цзы")- наиболее авторитетные коммент. к "Дао дэ цзину", возможно, древнейшие; атрибутированные в сер. 20 в., входящие в "Дао цзан" (№1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) "Лао-цзы вэй чжи ли люэ" ("Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и "Лао-цзы чжи гуй люэ ли" ("Сжатые положения об осн. смысле "Лао-цзы"); фрагменты "Лунь юй ши и" ("Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах").

Стремясь обосновать конф. взгляды на об-во и человека с помощью даос, метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), В.Б. выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит, влияние на понятийный аппарат и концепции кит. буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти - юн в значении: "телесная сущность (субстанция)- деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у [1])" в "Дао дэ цзине" (§40), В.Б. отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у (!]), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун [2]), "предельная" (цзи [2]) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - у). Главенство универсального дао В.Б. понимал как законосообразное, а не фаталистич., истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин [1]) с помощью категории "принцип" (ли [1]). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у [3]) и противопоставлял "делам/событиям" (ши [3]). Многообразие непредсказуемых явлений, по В.Б., обусловлено также противоположностью (фань, см. Гуа) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин [2], см. Син [1]), природной основой (чжи [4], см. Вэнь) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.

В.Б. интерпретировал учение "Чжоу и" как теорию временных процессов и изменений, определив, что гл. элементы трактата - символич. категории гуа суть "времена" (ши [1]). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкр. образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это филос. истолкование учения "Чжоу и" было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологич. (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная В.Б. трактовка категории ли (1], а положение о дихотомии ли [1] и ши [3]-в учении буд. Хуаянь школы (см. Ли - ши).

*В.Б. цзи цзяо ши (Собр. соч. В.Б. с примеч. и разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979; Lin P.J. A Translation of Lao Tzu's "Tao Те Ching" and Wang Pi's Commentary. Ann Arbor, 1977;
**Петров А.А. В.Б. (226 - 249). Из истории кит. философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936; Tang Yung-fung. Wang Pi's New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10; Wright A. [Rev. of] A.A. Петров. В.Б. // Ibid.; Chart Wing-Tsit [Rev. of]. Lin P.J. Op. cit. // PEW. 1979. Vol. 29. №3.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -