КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

[BAH] ЯНМИНА ШКОЛА  Янмин сюэ пай

Согласно Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (кон. 15 - 16 в.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун); 5) Шань-дун-Хэнаньскую (Бэй фан); 6) Фуцзянь-Гу-андунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их осн. представителями были соответственно: 1)Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 - нач. 16 в.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (кон. 15 - 16 в.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 - нач. 17 в.), 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15 - 16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (кон. 15 - 16 в.); 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (кон. 15 - 16 в.), Ян Дунмин (16 - нач. 17 в.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Гл. роли на идеологич. сцене Китая 16 в. играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя - Ван Гэня (кон. 15 - 16 в.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15 - 16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16 - 17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, Оуян Дэ.

В конце 16- 1-й пол. 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиц. ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: Пучение "[о знании, на чем] остановиться, [и умении) совершенствоваться" (чжи сю) Ли Цая - ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель к-рой - Гу Сяньчэн был учеником Сюэ Инци - ученика Оуян Дэ и к к-рой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками - Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).

Осн. дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной "первосущности" (бэнь ти) и "нравств. усилий" (гунфу [2]), о связи "индивид, природы" (син [!)) и психики ("сердца" - синь [1]) с добром (шань), злом (э, см. Син [1]) и "высшим благом" (чжи шань), о способах обнаружения и практич. реализации "истинной" (чжэнь), доброй и "благосмысленной" (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.

Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом (см. Чань школа) и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как "отдающее приоритет действию" (чжу дун, см. Дун - цзин), "натуралистич." и "экзистенциалистское", или "левое крыло" янминизма. Его основоположники - Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как "левого крыла" указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократич. устремления ее представителей, склонных к утопич. ("безумному" - куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отд. личность "актуально совершенной" (сянь чэн), готовой к "мгновенному просветлению" (дунь у, см. Хуэйнэн, Чань школа) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого "естества" (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с "отсутствием/небытием" (у [1]) и "пустотой/вместимостью" (сюй) духовная "первосущность" трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравств. усилиями. Источник "истинных" идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абс. отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в "четырех постулатах" Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне "сущности сердца" Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне "вещей/дел" (концепция "четырех отсутствий"), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого "детского сердца" (чи цзы чжи синь, тун синь).

Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную "первосущность" и нравств. усилия, считая, что выявление "совершенной природы" личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и "покое" (цзин [2]). Делая акцент на положении о "доведении до конца" (чжи [5]) из тезиса Ван Янмина о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутр. "просветлению". Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет "покою" (чжу цзин), "квиетистское" (гуй цзи), или "правое крыло" янминизма. Его родоначальники - Не Бао и Ло Хунсянь, за к-рыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъ-янь и Ван Шихуай.

Третий лагерь составляли сторонники "ортодоксального", или "культивационного" (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную "первосущность" и нравств. усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных "самопроявлений" "левого крыла" и самоуглубленного абсентеизма "правого крыла". Они проповедовали апробированные традиц. культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений "четырех постулатов" о наличии добра и зла на уровнях "вещей-дел", знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне "сущности сердца" (концепция "четырех наличии").

У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.

Маньчж. завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й пол. 17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей В.Я.ш. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собств. янминистских школ - оёмэй-гакуха и янменхакпха.

** Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и ютассич. кит. философия. М., 1983; Хуан Цзунси. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [дин.]* Мин). Кн. 1 - 12. Шанхай, 1933; Фэй Хайцзи. Ван Янмин сяньшэн дэ мэньжэнь син син као (Изучение характера и деятельности учеников Ван Янмина) // Сяньдай гоцзя. Т. 90. 1972; Его же. Ван Янмин мэньжэнь гэсин чжи жэньши (Индивид, ознакомление с учениками Ван Янмина) // Дунфан цзачжи. 1972. Т. 5. № 12; Окада Такэхико. Оёмэй то Минмацу но дзюгаку (Ван Янмин и конфуцианство кон. [дин.] Мин). Токио, 1970; ChangC. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 98-148; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol.23. N1-2. P. 139-149.

А.И. Кобзев

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -