КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХУАН ЧЖЭНЬ  Хуан Дунфа, Юйюэ сяньшэн ("учитель из Юйюэ")
1213, Цыци (совр. пров. Чжэцзян),- 1280

Философ-неоконфуцианец, сторонник "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Ван Вэньгуаня, ученика Чжу Си в третьем поколении. Состоял на гос. службе, имел высшую ученую степень цзиньши. После падения дин. Сун (960 - 1279) и воцарения монг. дин. Юань уединился в горах Бао-туншань и обрек себя на голодную смерть. Гл. соч. "Хуан-ши жи чао" ("Повседневные записи г-на Хуана"), "Гу цзинь цзи яо" ("Памятные [записи о] принципах древности и современности"), "У чжэнь сю ши чжуань" ("Описание истории совершенствования в стражу у и стражу чжэнь"). В целом принимая учение Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы, критически относился к их трактовке дао. Отождествлял это понятие с "Великой дорогой" (да лу) человека - "повседневно осуществляемым, постоянно действующим принципом (ли [1]), [к-рый применительно к человеку] не называется принципом, но называется дао, именуясь [также] Великой дорогой дао" ("Хуан-ши жи чао", цз. 55). "Не выходя за пределы человеч. дел", она обладает всей "высотой и глубиной" дао (цз. 82). Утверждая, что учение Конфуция о "природе" (син [1]) человека подразумевает ее единство у всех людей, подвергал критике ее подразделение философами ли сюэ на т.н. природу Неба и Земли (тянь ди чжи син) и "природу сущности пневмы" (ци чжи чжи син). Полагал, что такое подразделение противоречит положению Конфуция о том, что люди "близки по природе, но отдаляются друг от друга по воспитанию" (цз. 85).

Сюй Юаньхэ

ХУ АНЬГО  Ху Канхоу, прозв. Уи сяньшэн ("учитель из Уи").
1074, Чунъань окр. Цзяньнин (совр. пров. Фуцзянь), 1138.

Каноновед. Имел высшую ученую степень цзиньши, был "д-ром" (бо-ши) имп. Высшей школы (Тайсюэ), занимал должности в Ханьлинь академии и имп. книгохранилище, служил в Гос. канцелярии. В ученых занятиях поддерживал контакты с Се Лянцзо, Ян Ши и Ю Цзо - последователями учения братьев Чэн, считал, что всем обязан книгам Чэн И и Чэн Хао. Осн. соч. "Чунь цю тун чжи" ("Идеи, пронизывающие "Весны и осени"), "Цзы чжи тун цзянь цзюй яо бу и" ("Дополнительные материалы к осн. положениям "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), впоследствии сведенные в сб. "Ху-ши чжуань цзя лу" ("Каталог коммент. наследия рода Ху"). Для истолкования текущих политич. событий привлекал текст "Чунь цю". В оппозиции "знание - действие" (чжи - син) отдавал приоритет знанию. Кн. Х.А. о "Чунь цю" была утверждена в качестве учебного пособия для сдающих гос. экзамены на соискание ученой степени и оказала определяющее влияние на трактовку "Чунь цю" конфуцианцами эпох Сун и Юань (до 14 в.). В сб. "Сун Юань сюэ ань" ("Учения эпох Сун и Юань"), созд. Хуан Цзунси (17 в.) и его учениками, Х.А. отводится ведущая роль в упрочении позиций Лоянской школы (братьев Чэн) в эпоху Южн. Сун (12- 13 вв.).

Сюй Юаньхэ

ХУАНЬ ТАНЬ  43 до н.э., Сян (совр. уезд Суйси пров. Аньхой), 28.

Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. как в конф. канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. и критич. отношение к офиц. идеологич. ценностям неоднократно подвергался наказаниям. Осн. соч. Х.Т. "Синь лунь" ("Новые суждения") вызвало гнев императора Гу-анъу-ди, усмотревшего в нем "неуважение к совершенномудрым (см. Шэн [1]) и законам". Х.Т. был удален от двора; получив приглашение ко двору Лю Аня, правителя обл. Хуайнань, по дороге туда умер.

Суждения Х.Т. отличаются крайним антиавторитаризмом. Он отрицал личные достоинства Конфуция и практич. ценность "Чунь цю", противопоставляя этой летописи собств. соч., призванное "способствовать успешному правлению". Выступал против идеализации древних мудрецов, утверждая, что "последующие совершенномудрые не нуждаются в обязательном продолжении идей тех совершенномудрых, что были прежде". В принципе не отрицая необходимости изучения наследия прошлого, Х.Т. причину падения Ван Мана (9 - 23), предшественника дин. Вост. Хань (25 - 220), усматривал в попытках подражания "древности" (гу [2]) и "пренебрежении близким", т.е. анализом настоящей ситуации, а также в отказе от использования "знающих и опытных людей". Последний тезис в духе конф. доктрины "правления [посредством] людей" (жэнь чжи, см. Ван дао) сочетается у Х.Т. с апологией исключающих произвол "ясных законов", к-рые вместе с тем должны "отвечать желаниям народа": попытка управлять им "с помощью посоха", как стадом, привела к свержению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.).

Критически относясь ко многим суевериям, к популярным в его время учениям о возможности обрести бессмертие (см. Сянь сюэ), Х.Т. в то же время воздерживался от комментариев по поводу "чудесных" явлений и случаев, к-рым не мог найти рациональное объяснение. Проявлял теоретич. интерес к медицине и практике продления жизни, проводил параллели между закономерностями жизнедеятельности организма и функционированием гос-ва.

Х.Т. резко протестовал против использования канонов для мантич. целей (см. Вэй шу) и приписывания этой практики "совершенномудрым" и Конфуцию, что послужило гл. причиной его опалы.

*Синь лунь // Чжунго чжэсюэ ши цзыляо: Лян Хань чжи бу (Материалы по истории кит. философии: разд. "Две дин. Хань"). Пекин, 1960; Синь лунь (фрагмент). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Pokora T. (tr.). Hsin-lun (New Treatise) and Other Writings by Huan T'an (43 B.C.-28 A.D.). Ann Arbor, 1975; **Forke A. Huan T'an // Geschichte der mittelalterlichen chinesishen Philosophic. Hamb., 1934.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -