КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХЭ [1] "Гармония"
("гармоничность", "согласование", "мягкость", "довольство", "удовлетворение")

Категория кит. философии, в широком смысле подразумевающая динамич. равновесие и близкая зап. понятию "гомеостаз". Уже в памятниках 5 - 2 вв. до н.э. оформилась идея "гармонии" как условия онто- или космогенеза. Согласно "Ли цзи" (5 - 2 вв. до н.э.), X.- это "причина всех превращений вещей", а Цзя И (2 в. до н.э.) определял X. как "должное соотношение между твердостью и мягкостью", т.е. между противоположными началами, подразумевающими выраженность в общекосмич. субстанции - "пневме" (ци [1]). В качестве наиболее адекватного выражения "гармонии" обычно рассматривалась музыка ("Ли цзи"; "Го юй", 5 - 3 вв. до н.э.; "Сюнь-цзы", 4 - 3 вв. до н.э. и др.). В 'То юй" "гармоничная музыка" уподоблена "Единому"- дао, а "гармония реальности" (X. ши) объявлена тем, что "порождает вещи". Там же впервые сформулировано противопоставление категорий X. и тун [1] ("единение", "объединение", "совместимость", "тождественность", см. Да тун [1]), т.е. соответственно выражения динамич. "уравновешенности" (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. единство - с другой: "гармония" означает прекращение состояния, определяемого как тун [1]. Дихотомия X.- тун [1] в "Лунь юе" (5 в. до н.э.) спроецирована на социально-этич. сферу: "благородные мужи (цзюнь цзы) пребывают в гармонии, но не объединены [в группировки] (тун [1]), ничтожные люди объединены [в группировки], но не пребывают в гармонии". В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) идея противопоставления X. и тун |1] вложена в уста сановника Янь И на (6 в. до н.э.). Он утверждает, что "пять вкусов" (у вэй [2], здесь - синоним пятеричной матрицы у син [1]) не должны механически приводиться к "тождеству" (тун [1]): вода, разбавленная водой, не годится для насыщения человека, а звуки лютни, сведенные в один звук, не найдут благодарных слушателей.

В ранних конф. памятниках (5 - 2 вв. до н.э.) важное место отводилось идее социально-этич. и социопсихологич. "гармонии". В "Чжун юне" понятие X. истолковано как "срединная мера проявления всех [эмоций]", "не имеющий преград путь Поднебесной" (социума). В "Чжоу ли" "гармоничность" в том же значении, что и в "Чжун юне", включена в перечень основополагающих "шести добродетелей" (лю дэ, см. Дэ [1]) наряду с "разумностью" (чжи [1]), "гуманностью" (жэнъ [2]), "совершенной мудростью" (шэн [1]), "долгом/справедливостью" [1]) и "верностью" (чжун [2], см. Чжун шу). Там же "гармонизация" истолковывалась как содержание добродетельного и действенного научения (цзяо), к-рое "ограничивает чувственность народа". По мнению Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нет большей "благодати/добродетели, чем гармония".

Наиболее подробно категория X. рассматривается в даос, памятнике "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где "гармония" определена как "взаимосоединение [субстанций] инь [1] [и] ян [1]". Субстанциальность X. отчетливо акцентируется: в "гармонии" "пневмы Неба и Земли не превышают друг друга", т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично - требует "разделенности дня и ночи", т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, к-рая и порождает "тьму вещей". "Гармония инь ян" является условием обретения "семени" (цзин [3]), к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание. Взаимосвязь "гармонии" с высшей природной силой - Небом знаменует понятие "небесная гармония" (тянь X.). Гармонизированы м.б. как "однородные" вещи и явления - звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр, струны одного инструмента. Второй вид "гармонии" требует согласования "внутреннего" с "внешним" (напр., рук и сердца мастера) при главенстве "внутреннего" и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование "внешнего" с "внешним") является ступенью ко второму. Идеалом является "Великая (Высшая) гармония" (тай X.)- отсутствие потребности во "внешнем" для постижения "Единого" (дао), достижение бессмертия "сердца" (синь [1]), приобщающегося к вечности.

Термин тай X., введенный в комментирующей части "Чжоу и" (4 в. до н.э.), означал там предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилос., и антропологич. истолкование ("сбережение [себя] в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию"). Особое значение указ, понятие приобрело в неоконфуцианстве с его тягой к подкреплению онтологич. основ этики. "Великая гармония" начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. равновесия), и даже источника этих процессов.

Согласно учению Чжан Цзая (11 в.), "гармония" - Х. предусматривает определенные количественные - пространственно-временные - соотношения: по "величине" (да) и "длительности" (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность - "совокупная Великая гармония" прямо определяется как дао. "Великая гармония" содержит в себе "природу (сын [1]) взаимовосприятия" противоположных процессов и явлений - "всплытия и погружения, подъема и опускания, движения и покоя" - и является "началом, порождающим ритмичную циркуляцию [пневм], соударения противоположных [субстанций], победы и поражения, сгибание и выпрямление". При этом отсутствие "подобия естеств. ритмичной циркуляции" (т.е. хотя бы виртуальных форм ритмизованных процессов) исключает возможность "Великой гармонии". Гл. создатель неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) именовал "Великую гармонию" "[состоянием] пневмы [при] встрече и соединении столкнувшихся и гармонизировавшихся (X.) [субстанций] инь ян".

Ван Чуаньшань (17 в.) выделял две составляющие "Великой гармонии" - "пневму" и "дух" (шзнь [1]). Последний отождествлен со структурообразующим началом - "принципом (ли [1|) чистого [взаимопроникновения двух пневм" (инь [1] и ян [1]) и не м.б. выражен в "образе" (сян [1])- внеш. знаке. Зато "дух" - "принцип" пребывает внутри "образа", неотрывного от "пневмы". Соответственно "Великая гармония" - всеобъемлющая "гармония инь [1] и ян [1], пневмы и духа (внутреннего и внешнего) доведенная до предела". Она невозможна без существования "оформленных орудий" (син ци, см. Син [2], Ци [2])- феноменальных атрибутов дао. "Гармония" возможна лишь на этой стадии онто- и космогенеза - генетически связана с ней. В то же время "Великая гармония" неотрывна от состояния первонач. "Хаоса", но уже при наличии в нем динамики "разделения и объединения инь [ 1 ] и ян [1]", представляя собой некое погранич. состояние. Поскольку Ван Чуаныиань отрицал уничтожимость Вселенной, состояние "Великой гармонии" в его учении м.б. отнесено к становлению отд. вещей и явлений (систем).

**Ломеранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзь Г-II в. до н.э.). М., 1979. С. 78 -81; Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JPC. 1977. Vol. 4. №3.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -