КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХАНЬ ФЭЙ  288, царство Хань, - 233.

Крупнейший теоретик легизма, автор трактата "Хань Фэй-цзы". Был первым сановником Цинь Шихуана - основателя централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно "Ши цзи" (1 - 1 вв. до н.э.), в молодости интересовался идеями Шан Яна (4 в. до н.э.) и Шэнь Бухая, учениями "о контроле над чиновниками", о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ цзя (см. Даосизм). Учился у Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию соч. об искусстве управления. Трактат Х.Ф. был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Шихуаном). Х.Ф. был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником, сановником Ли Сы, и принужден в тюрьме принять яд.

Х.Ф. соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив детальную разработку целостной легистской доктрины. Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих имп. династий. См. лит-ру к ст. "Хань Фэй-цзы", Легизм.
 

 статья сайта "Древний Мир"

Теоретику легизма Хань Фэйцзы (288-233) принадлежит оригинальная теория социально-культурного развития. Исходя из объективных условий материальной жизни людей, Хань Фэйцзы постулировал неизбежность возникновения государства и права, равно как и необходимость изменения форм и методов правления в ходе человеческой истории. По его описанию, в глубокой древности люди вели стадную жизнь, не имели жилищ, не знали огня, гибли от наводнений. Земли было много, людей мало. Потом люди стали строить жилища на деревьях, добывать огонь трением, одеваться в шкуры зверей. Затем провели каналы, научились строить дома из бревен. Мужчины освоили обработку полей, женщины - ткачество. Народонаселение увеличилось, люди стали жить семьями, "управлялись сами собой". Жизнь людей была столь тяжка, что "ныне даже труд раба не такой горестный". Со временем установилось наследование власти, появились богатство и бедность, люди стали "отчаянно бороться за каждый клочок земли". В таком обществе оказались необходимы законы и наказания. "То, что было приемлемо в древности, теперь стало неприменимым", так как изменились условия жизни, а с ними - и нравы людей. "Если великодушной и мягкой политикой управлять народом в напряженную эпоху, то это все равно что без узды и плети править норовистой лошадью". Свои постулаты Хань Фэйцзы сопровождал образными примерами и притчами, такими, как, например, притча о глупом сунце: "В Сун жил земледелец, на поле которого торчал пень. Бежал заяц, наткнулся на пень, сломал себе шею и околел. Тогда земледелец забросил свою соху и стал ждать у пня, надеясь снова заполучить зайца. Но снова заполучить зайца оказалось невозможно, и сам он стал посмешищем. Те, кто ныне хочет методами древних правителей управлять современным народом, занимаются таким же "ожиданием у пня"". Судя по Хань Фэйцзы, легистам было свойственно понимание истории как поступательного, но замкнутого процесса, завершающим этапом которого являлось создание централизованной бюрократической монархии в масштабах всей Поднебесной. Идеал политического строя легистов предвосхитил идею будущей имперской государственности. Будучи и теоретиками и практиками, легисты видели свою цель в осуществлении этого идеала. Они отрицали абсолютное значение и ценность древней традиции, отвергали и конфуцианское и моистское этико-политические учения, как взаимоисключающие и ложные, тянущие общество назад, в отжившее свой век прошлое. "Тот, кто опирается на прежних правителей и упорно следует Яо и Шуню, - тот если не глупец, так обманщик", - писал Хань фэйцзы. В своей философской концепции легисты толковали дао как естественный путь природного развития, считали реальную действительность единственным достоверным критерием истины, выступали против поклонения богам и духам, для подтверждения существования которых у людей нет никаких доказательств. Хань Фэйцзы считал, что вера в духов несовместима с соблюдением законов и наносит ущерб государству. "Государство приходит в упадок, - писал он, - когда люди служат богам и демонам, верят предсказателям, гадателям и магам, изощряются в жертвоприношениях". Хань Фэйцзы разоблачал бессмысленность культа предков и его вред для жизни людей. Он писал: "Моисты зимой одевают покойника в зимнее платье, летом - в летнее... Конфуцианцы разоряют семью, закладывают сыновей, чтобы возместить расходы на погребение, траурное платье носят три года, наносят великий вред здоровью. Если одобрить умеренность Мо Ди, то следует отвергнуть расточительность Конфуция. Если одобрить сыновнюю почтительность Конфуция, то нужно отвергнуть жестокость Мо Ди. Ныне же правители считают, что и то и другое соответствует ритуалу... Такие правители не годятся даже для решения дел, ясных и понятных простым бабам и мужикам". С особой непримиримостью Хань Фэйцзы обрушивался на конфуцианцев, развенчивал их идеал "гуманного правления", наделял их самыми уничижительными эпитетами, называя "чучелами", "землей, которая ничего не родит", "ни на что не годным людом". Он заявлял: "Их речи - те же предсказания, здравомыслящий правитель не воспринимает их". Философ активно участвовал в идейно-политической борьбе при дворе циньского правителя Ин Чжэна - будущего императора Цинь Шихуанди - и поплатился жизнью за свои беспощадные филиппики против конфуцианских советников и придворной знати. Этот трагический исход он предрекал себе, написав пророческие строки: "Человек, в совершенстве постигший законы и искусство управления, но возражающий государю, если даже избежит казни, непременно погибнет от тайного удара".

   
   

"ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ"

Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Совр. текст состоит из 55 пяней (глав), не все из к-рых единогласно признаются аутентичными.

В "Х.Ф .-ц." соединены и развиты легистские доктрины .Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого преемствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. закона (фа [1]); концепция "наград и наказаний" как осн. метода управления; учение о примате земледелия и войны над всеми др. занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея системы управления гос. аппаратом (син- мин, см. Мин [2]) и принципы взаимоотношений с ним государя, к-рый должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно "Х.Ф.-ц.", Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл.43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимич. связей, т.к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотич. власти; отстаивал идею допущения к гос. службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл. 44).

Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бухай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы "наград и наказаний" в "Х.Ф.-ц." предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п. (гл. 48).

Важная часть доктрины Хань Фэя - учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они "превратят эту крупицу в сто крупиц" (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридич. закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: "В гос-ве мудрого правителя нет книг ученых" (гл. 49). Одно из осн. качеств правителя - скрытность: иногда разумнее "принизить свои способности", дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1).

Политич. учение Хань Фэя опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос, натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего ("дао - это то, что делает вещи такими, как они есть", гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли [1] ("принцип"), толкуя "принципы" как закономерности мироздания, обусловливающие качества отд. вещей (размер, форму, вес, прочность), как "формирующий вещи узор (вэнь) [мироздания]" (там же). Все множество "принципов" объемлется дао, к-рое в то же время "гибко и мягко" следует "принципам" вещного мира. "Отбрасывающий дао и ли [1]" правитель неизбежно "потеряет свой народ и лишится богатств", у выверяющего же свои действия по дао и ли [ 1 ] как по циркулю и угольнику "нет дел, в к-рых бы он не добился успеха" (гл. 6).

*Х.Ф.-ц. // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин, 1956; Чэнь Цию. Х.Ф. -ц. цзи ши ("Х.Ф. -ц." с собр. коммент.). Т. 1 - 2. Шанхай, 1958; Х.Ф.-ц. (Об управлении гос-вом. О дао и дэ. Гносеология, воззрения). Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Из кн. "Х.Ф.-ц.". Пер. И. Ли-севича // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973; Х.Ф.-ц. (гл. 8, 11, 12, 43, 49, 50 - пер. Е.П. Синицына; гл. 20 - пер. B.C. Спирина) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; "История кит. философии. М., 1989. С. 163 - 84. См. также литру к ст. Легизм.

Л. С. Переломов

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -