КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХУА  "Превращение" ("трансформация", "изменение", "преобразование")

Понятие кит. философии, подразумевающее спонтанную трансформацию с возникновением новой сущности. В древнейших памятниках понятие X. применяется гл. обр. в отношении человеч. личности. В "Шу цзине" (8 - 5 вв. до н.э.) сочетание да X. ("великое превращение") подразумевает научение, благодаря к-рому воспитывается правильное отношение человека к государю. В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) X. означает упорядоченное преобразование личности в положительном направлении, противопоставленное хаотич. "изменениям" (бянь [2]). В "Ле-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) "великими превращениями" именуются переходы человека в новое качество, знаменующие рубежи человеч. жизни: детство, взросление, старение, смерть.

В "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) понятие X. принадлежит и антропологич., и натур-филос. сфере: "преобразование [индивид.) природы" (хуа син, см. Сип [1])-путь к тому, чтобы обычный "человек с улицы стал [совершенномудрым] Юем" (см. Шэн [1]); в то же время "великие превращения" - атрибут сил инь ян, соотнесенный со сменой "четырех времен" (года и суток) и природных явлений вроде ветра и дождя. Ок. 4 в. до н.э. в "Сян туани", одном из комментирующих приложений к осн. корпусу "Чжоу и", применено понятие X. шэн ("превращение и рождение", "рождение [в результате] трансформации"), определенное как "взаимовосприятие Неба и Земли", т.е. реакция противоположных космич. начал друг на друга, ведущая к появлению "десяти тыс. вещей". Начиная с Ван Би (3 в.), X. шэн трактуется как непрерывное взаимодействие субстантивированных в мировой "пневме" (ци [1]) сил инь ян. В др. коммент. "Чжоу и" ("См цы чжуанъ") результат "гармоничной циркуляции (инь юнь) Неба и Земли" охарактеризован как "трансформация в благо" (или "трансформация в очищение" - X. чунь), т.е. благой ход мировых процессов.

Натурфилос. разработку концепции мировых "превращений" в осн. чертах завершил Чжан Цзай (11 в.). Он, основываясь на теме "Цзо чжуани", выделил частные "изменения" (бянь [2]), накопление к-рых приводит к собственно "превращению" (X.) - возникновению новой сущности.

В кит. буддизме термин да X. - "великое преобразование" - означал изменение личности адепта под воздействием буд. учения.

**Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и средневековья. М., 1979. С. 80, 87.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -