КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ХУАН-ДИ  "Желтый император", "Желтый предок".

Культурный герой, один из родоначальников кит. нации (ханьцев). В системе религиозно-мифологич. представлений - изобретатель топора, ступы, лука и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки, музыкальных инструментов (его сподвижники изобрели письмо и календарь); продолжатель фармакологич. изысканий Шэньнуна - "Божеств, земледельца", научившего людей земледелию; одно из пяти божеств сторон света, представляющее центр, т.е. главенство, что в системе "пяти элементов" (у син [1]) соответствует элементу "земля"; основоположник даосизма наряду с Лао-цзы; божество Земли (см. Тянь), бог - покровитель портных, архитектуры и наряду с Шэнь-нуном и Фуси,- медицины. Мифы о X. и ранние филос. интерпретации этого образа фигурируют в древнекит. памятниках "Люй-ши чунь цю", "Х.-д. нэп цзин", "Хуай-нань-цзы", "Ши цзи", "Ханъ шу", "Лунь хэн" Ван Чуна. В конф. традиции Х.-д.- мудрый правитель Гунсунь Сюаньюань, преемник Шэньнуна, правивший в 2698 - 2598 до н.э.

**Юанъ Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. С. 100 - 26; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979. С. 89 - 100; Его же. Х.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992.

"ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН"
"Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем").

Древнейший кит. теоретич. трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в.) как текст из 18 цзюаней ("свитков"). В дошедшей до нас редакции состоит из двух разд.: "Су вэнь" ("Вопросы о простом"), 24 цзюаня, и "Лин шу" ("Ось духа"), 12 цзюаней. В соч. Хуан Фуми "Чжэнь цзю цзя и цзин" ("Канон правил иглоукалывания", 3 в.) говорилось о существовании трактата "Нэй цзин" в двух частях: "Чжэнь цзин" ("Канон иглоукалывания") и "Су вэнь", по девять цзюаней каждая. "Су вэнь" с 3 в. считался утраченным, в 8 в. восстановлен и, вероятно, дополнен Ван Бином за счет текстов, унаследованных им от учителей в традиции "тайной передачи". Разд. "Лин шу" до 8 в. нигде не упоминался. По мнению Ван Бина, это те девять цзюаней из 18, о к-рых говорилось в "Хань шу". По др. версии, это "Чжэнь цзин".

Текст построен в виде серии диалогов Хуан-ди - мифич. императора, культурного героя, одного из родоначальников кит. нации - с шестью его сановниками. Учение "Х.-д.н.ц." складывалось, по-видимому, под преимуществ, воздействием филос. взглядов Сун [Цзяня] - Инь [Вэня] школы. В трактате сформулированы представления о строении и функционировании человеч. организма, закрепившиеся в традиц. кит. медицинской теории: о шести "полых" внутр. органах ян [ 1 ] и шести "плотных" органах инь [1] как функциональных системах (по пять основных плюс один с условным анатомич. эквивалентом); об их взаимодействии посредством парафизиологич. системы цзин ло (см. Цзин вэй) - гл. и второстепенных "каналов" ("меридианов и коллатералей"), по к-рым циркулирует жизнетворная "пневма" (ци [1]), подобно потокам воды, разрежаясь и сгущаясь, приобретая различные свойства; о трансмутациях "пневмы" в организме, обмене различными ее видами с внеш. средой посредством принятия пищи, питья, дыхания, через биологически активные (акупунктурные) точки: о "внеш." и "внутр." патогенных факторах, реализующихся в определенных качествах "пневмы"; о функционировании организма и космоса по закономерностям инь ян и "пяти элементов" (у син [1]); о зависимости жизнедеятельности организма от космич. ритмов, о болезни как следствии десинхронизации ритмов организма и природы, гиперфункции или ослабления одной из функциональных систем организма, влияющих на др. системы; о взаимозависимости и неразрывной связи физиологич. и психич. аспектов жизнедеятельности и т.д. В "Х.-д.н.ц." последовательно проводится идея изоморфизма - подобия космоса, об-ва и организма. Наиболее авторитетные сб-ки коммент. к "Х.-д.н.ц." принадлежат Ван Бину ("Х.-д.н.ц. Су вэнь"- "Вопросы о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем") и Чжан Чжицуну ("Х.-д.н.ц. Су вэнь цзи чжу"- "Собр. резюмирующих коммент. к "Вопросам о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем", 17 в.).

*Х.-д.н.ц. Су вэнь. Т. 1 - 2. Шанхай, 1959; Х.-д.н.ц. Су вэнь и ши (Толкования "Вопросов о простом" "Канона Желтого императора о внутреннем"). Шанхай, 1959; Нэй цзин. Глава о зависимости жизненной энергии от смены четырех времен года. Глава о зависимости жизненных ци от природы. Глава о зависимости здоровья от инь и ян. Вступ. ст. и пер. В.Г. Бурова // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Трактат Желтого императора о внутреннем. Пер. Б.Б. Виногродского. Киев, 1993; The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine. Tr. by lisa Veith. Berk., 1949; "Coup, историко-науч. исследования: наука в традиц. Китае. М., 1987. С. 182 - 8; Демин Р.Н. Ритуал передачи знаний в древнекит. медицине // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; Чэнь Бансян. Чжунго исюэши (История кит. медицины). Шанхай, 1937; Нэй цзин цзян и (Лекции о "Каноне о внутреннем"). Тайюань, 1959.

А.Г. Юркевич

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -

накрутка подписчиков ютуб
smmyt.ru