КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЯН ЦЗЯНЬ  Ян Цзинчжун, Цыху сяньшэн ("учитель с озера Цыху")
1141, Цыци (совр. пров. Чжэцзян), - 1225

Мыслитель-неоконфуцианец. Состоял на гос. службе у дин. Южн. Сун (1127 - 1279), имел высшую ученую степень цзиньши. Учился у Лу Цзююаня. Осн. соч. - "Цыху и шу" ("Наследие [учителя с озера] Цыху"), "Цыху и шу сюй цзи" ("Собр. наследия [учителя с озера] Цыху с продолжением"), "Ян-ши И чжуань" ("Коммент. г-на Яна на "Канон перемен"), "Цыху ши чжуань" (Коммент. [учителя с озера] Цыху на "[Канон] стихов"). Рассматривал сознание и психику - "сердце" (синь [1]) в качестве автономной духовной сущности, в к-рой соединяются субъект и объект, и структурообразующего "принципа" (ли [1]) всего сущего. Определял полярные составляющие универсума - Небо (тянь) и Землю (ди [2]) как соответственно "образы (сян [1]) внутри моей [индивид.] природы" и "[телесные] формы (син [2]) внутри моей [индивид.] природы". Буд. влияние на взгляды Я. Ц. проявилось в интерпретации "сердца" как будды ("помимо него нет иного будды"), или как "ясного зеркала" (мин цзин), незамутненность к-рого суемудрием обусловливает тождественность отражения всему сущему.

ЯН ЦЮАНЬ  Ян Дэцюань

Философ 3 в. из гос-ва Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Жил уединенно, посвятив себя ученым занятиям, затрагивавшим помимо натурфилософии астрономию, географию, календарное счисление, фенологию, земледелие, медицину и т.п. Осн. соч. - "У ли лунь" ("Рассуждения о принципах вещей"), "Тай сюань чжу" ("Коммент. к "[Канону] Великого сокровенного") - в значительной части утрачены. Один цзюань ("свиток") из "У ли лунь" вошел в сб. Сунь Синъяня "Пинцзиньгуань цун шу" ("Собр. книг из дворца Пинцзиньгуань"), др. разрозненные тексты - в сб. "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. текстов пер. Троецарствия") Янь Кэцзюня и "И линь" ("Лес мыслей") Ма Цзуна (18 -19 вв.). Подробно разрабатывал учение об "изнач. пневме" (юань ци, см. Ци [1]). По Я. Ц., "то, чем утверждаются Небо (тянь) и Земля", т.е. их субстанциальная основа, есть вода (шуй), а "то, [благодаря чему происходит] становление Неба и Земли", т.е. более высокий уровень их субстантивации, есть "пневма" (ци [I]). Т.о., вода и "пневма" суть одна и та же субстанция. Небо, как природное начало высшего уровня, состоит из безбрежной "изнач. пневмы". Камни и почва представляют собой ту же "пневму", но "замутненную", вода - более легкую и текучую. "Накопление пневмы происходит спонтанно (цзы жань)", по мере "выработки вещей" (чань у, см. У [3]) субстантивированными в "пневме" полярными силами инь ян. Преемствовав учение Хуань Таня и Ван Чуна (1 в.) о соотношении "[телесной] формы" (сии [2]) и "духа" (шэнь [1]), Я. Ц. настаивал на идее "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь", Фань Чжэнъ). Отрицал учение об онтологич. первичности "отсутствия/небытия" (у [1], см. Ю - у).

ЯН ШИ  Ян Чжунли, прозв. Гуйшань сяньшэн ("учитель [с горы] Гуй-шань"). 1053, Цзянлэ окр. Наньцзянчжоу (совр. пров. Фуцзянь), - 1135

Мыслитель-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши, служил окружным военным инспектором, рано выйдя в отставку, посвятил себя ученым занятиям. Вместе с Ю Цзо, Люй Далинем и Се Лянцзо причислялся почитателями к "четырем учителям школы [братьев] Чэн" (Чэн И и Чэн Хао). По преданию, был любимым учеником Чэн Хао. Соч. Я.Ш. - "Да Ху Канхоу" ("Ответ Ху Канхоу"), "Мэн-цзы цзе" ("Разъяснение "Мэн-цзы") и др. сведены в сб. "Гуйшань цзи" ("Собр. произв. [учителя с горы) Гуйшань"). Акцентировал тезис своих предшественников о единой "пневме" (ци [1]) как субстанциальной основе вселенского "тела". Дал развернутую этич. интерпретацию тезису Чэн И о "единстве принципа и различении особенного" (ли и фэнь шу), истолковывая "принцип" (ли [1]) как всеобъемлющую "гуманность" (жэнь [2]), а "различение особенного" как конкр. "долг/справедливость" (и [1]). Осн. методом познания полагал т.н. "познание в молчании" (мо ши), медитативное постижение "небесного принципа" (тянь ли, см. Ли [1])-структурной основы мироздания, трактуемое как "достижение дао" (чжи дао). Учение Я.Ш. почиталось сторонниками Лоянской школы в Юго-Вост. Китае, где он получил прозе, "истинного главы рода Чэн", т.е. оценивался как прямой духовный наследник братьев Чэн.

Сюй Юаньхэ

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -