КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЦАЙ ШЭНЬ  Цай Чжунмо, прозв. Цзюфэн сяньшэн ("учитель из Цзю-фэна") 1167, Цзяньян (совр. пров. Фуц-зянь),- 1230

Философ-неоконфуцианец, представитель нумерологич. (слн шу чжи сюэ) направления "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Чжу Си. Осн. соч. - "Хун фань хуан цзи" ("Великий план [с т.зр. учения о] Свыше предопределенном"), "Шу цзи чжуань" ("Собр. коммент. к "Шу [цзину]"), "Цай Цзюфэн ши фа" ("Методы гадания по Цай Цзюфэну"). Особое внимание уделял "Шу цзину", прежде всего главе "Хун фань" ("Великий план"), к-рую истолковывал с позиций разработанного Шао Юном (11 в.) "учения о прежденебесных числах" (сянь тянь шу сюэ). Рассматривал "числа" (шу [1]) как причину и порождения и гибели всего во Вселенной. Относительно познания тайн "чисел" подразделял людей на "совершенномудрых" (шэн [1]) и "профанов" (оу): первые "проникают в числа", для вторых "числа закрыты". Однако, по Ц.Ш., "числа возникают благодаря человеку", "формируются" им; поэтому "вся тьма вещей преуготовляется во мне или собирается мной самим". Поскольку "совершенномудрые" пишут вселенские "числа" благодаря наличию структурообразующего "принципа" (ли [1]), то Поднебесная (природа и социум) имеет возможность посредством этих конкр. "чисел" "прояснять" для себя мировой "принцип". Последний является "корнем" материалообразующей "пневмы" (ци [1]), а "корень" состоящих из нее конкр. "орудий" (ци [2])-дао, к-рое "составляет" ("пишет", "творит" - чжу) "орудия". Настаивал на нерасчленимости "Единого" (и [2]) и "двоицы" (лян - универсальной дуалистичной матрицы): последняя служит уникальным средством познания "Единого", к-рое иначе было бы трудно познать. "Единое" и "двоица" соотносятся как условие существования "духа" (шэнь [1])-самой тонкой субстанции мировых трансформаций, с одной стороны, и условие "длительности" (цзю) всех процессов, т.е. протяженности их во времени,- с другой.

Сюй Юаньхэ

ЦАЙ ЮАНЬДИН Цай Цзитун, Сишань сяньшэн ("учитель с гор Сишань")
1135, Цзяньян (на территории совр. пров. Фуцзянь),- 1198

Ученый-нумеролог широкого профиля - астроном, географ, геомант, музыковед, фортификатор и т.д., философ Каотинской школы, объединявшей учеников и последователей Чжу Си. Сведения о жизни и творчестве содержатся в сб. Хуан Цзунси "Учения эпох Сун и Юань" ("Сун Юань сюэ ань"). Осн. соч.- "Люй люй синь шу" ("Новые писания о звукоряде"), "Хуан цзи цзин ши тай сюань цянь сюй чжи яо" ("Сущность свыше предопределенного управления миром [с т.зр.] глубинной пу-стотности Великого сокровенного"), "Хун фань цзе" ("Изъяснение "Великого плана"), "Да янь сян шо" ("Подробное разъяснение Великих принципов") и др. Из ранних представителей "учения о принципе" (ли сюэ) наиболее близок к даосизму. В пер. гонений на "лжеучения" (вэй сюэ) ссылался в провинцию. Учения о ритмологии и нумерологии (см. Сян шу чжи сюэ) воспринял в семейной традиции. Консультировал Чжу Си по вопросам ритмологии и нумерологии, участвовал в подготовке "Цань тун ци као и" ("Исслед. разночтений "Единения триады") - коммент. Чжу Си на "[Чжоу и] цань тун ци" Вэй Бояна. Предложил хроматический звукоряд из 18 тонов (вместо традиц. 12).

**Ян Иньлю. Чжунго иньюэ ши ган (Очерк истории кит. музыки). Шанхай, 1952. С. 178, 291 - 6; Ван Гуанчи. Чжунго иньюэ ши (История кит. музыки). Тайбэй, 1956. С. 3/85 - 88, 4/167 - 71; Pian R.C, Song Dynasty Musical Sources and Their Interpretation. Camb. (Mass.), 1967. P. 7 - 9, 45, 50, 52 - 3.

ЦАО ДУАНЬ  Цао Чжэнфу, Юэчуань сяньшэн ("Учитель из Юэчуаня")
1376, Мяньчи (совр. пров. Хэнань),- 1434

Философ-неоконфуцианец, последователь "учения о принципе" (ли сюэ). Был попечителем учебных заведений окр. Хэчжоу, изучал гл. обр. взгляды Чжу Си (12 в.). Осн. соч. - "Сяо цзин шу цзе" ("Описание и изъяснение "Канона сыновней почтительности"), "Сы шу сян шо" ("Подробное изъяснение "Четверокнижия"), "Цао Юэчуань цзи" ("Собр. соч. Цао из Юэчуаня") и др. Определяя соотношение структурообразующего "принципа" (ли [1]) и материалообразующей "пневмы" (ци [1]), утверждал, что "принцип правит пневмой" (ли юй ци). Выступал против отождествления "Великого предела" (тай цзи) с "пневмой", полагая, что он тождествен "принципу", так же как и "[индивид.] природа" (син [1]). Универсальность "принципа" подразумевает и универсальность "[индивид.] природы", вне к-рой "в Поднебесной нет вещей". Возможность для человека составить "триаду" (сань цай) с Небом и Землей относил на счет интегрирующей функции сознания и психики ("сердца" -синь [1]), "подвижническая" (гунфу) работа к-рого позволяет встать на "Великую дорогу" (да лу) осуществления дао. Проповедовал "передачу [ортодокс, конф.] традиции" (дао тун чжи чуань). Подвергал критике буддизм за фактич. отождествление "[индивид.] природы" с "пустотой" - шуньей (пун), что выводит "природу" за рамки "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин [1]), а учение Лао-цзы - за отождествление дао и "пустотно-сти" (сюй), что, по его мнению, ведет к отрицанию возможности дао управлять "[индивид.] природой".

Сюй Юаньхэ

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -