КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ  "Благородный муж", "совершенный муж";
исходное значение - "дитя правителя".
Синонимы - "великий человек" (да жэнь),
"гуманный человек"(жэнь жэнь, см. Жэнь [2]).

Норматив конф. личности, впервые представленный в "Лунь юе", носитель совокупности конф. добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистич. прагматизма, не способному выйти за рамки своей практич. специализации ("орудийности" - ци [2]) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие Ц.ц. соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеч. существ Ц.ц. стоит ниже "совершенномудрого" (шэн [1]), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ [1]) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравств. и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци [2]). Наделенный "знанием предопределения (мин [1])", Ц. ц. стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.

"Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Личность в традиц. Китае. М., 1992.

А.И. Кобзев

ЦЗЮ ТЯНЬ  "Девять небес"

Понятие кит. философии и культуры. В философско-"нумерологич." традиции (см. Сян шу чжи сюэ) - выражение универсальной девятерично-"канонич." структурированности мироздания (см. Цзин вэй, Цзю чоу), девять частей, на к-рые разделена небесная сфера по сторонам света и румбам+ + центр. Ц.т. тождественны "девяти полям" (цзю е), упомянутым в гл. "Тянь вэнь сюнь" ("Исслед. небесных письмен") трактата "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). На земле им соответствуют "девять областей" (цзю чжоу, см. Цзин тянь). Уже в трактате Ян Сюна (1 в.) "Тай сюань цзин", главой "Сюань шу" ("Числа таинственного") обозначена вовлеченность Ц.т. в систему пространственно-временных, процессуальных и функциональных соответствий, а само это понятие толкуется как синоним собственно Неба (девять - число ян [1], т.е. "небесное" же в системе корреляций дуальных сил инь ян). В даос, космогонии Ц. т. - производные от трех видов "пневм" - состояний духовно-материальной субстанции ци [1], соответствующих "Триаде чистых" (Сань цин) - трем осн. сферам горнего мира и их персонификациям. Девять "пневм" и образуемых ими "небес" иерархизированы по степени удаленности от мира чувственно воспринимаемого. В мифологизированном виде Ц.т. предстают вертикальной иерархией девяти небесных сфер, населенных небожителями. В даосизме особенно выделялись "небеса" "бессмертных" (см., напр., Шанцин школа). Со временем на систему Ц.т. наложилось буд. учение о "трех мирах" (сань цзе), к-рые подразделялись на 28 "небес" (корреляция с делением неба на области 28 созвездий, по семь в каждой стороне), и учение о "четырех небесах Брахмы" (Фань тянь). Ряд небесных обителей "бессмертных" корреспондировал с реальными астрономич. объектами (Полярной звездой, созвездием Большой Медведицы и т.п.).

**Рифтин Б.Л. Ц.т. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 121-2; Mаspero H. Le Taoisme et les religions chinoises. P., 1971.

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -