КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЦИН ТАНЬ  "Чистые беседы"

Течение филос. и обществ, мысли Китая 3 - 5 вв. и связанная с ним форма филос. дискуссии. Традиция Ц.т. сложилась в условиях падения авторитета конфуцианства, его социально-политич. и этич. ориентиров после распада централизованной империи Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.), междоусобиц, вражды влиятельных знатных родов, распространения идей даосизма и буддизма. Идеология Ц.т. отличалась пестротой, к ее представителям в кит. источниках причислены как сторонники, так и противники даос, философии. Для Ц.т. были характерны и апология личной независимости, и попытки соединения идеалов внутр. свободы с ценностями чиновника-конфуцианца. У сторонников Ц.т. вошло в обычай объединяться в кружки духовно близких людей ("семь мудрецов из бамбуковой рощи", "восемь постигших" и т.п.), личным поведением проповедовавших тот или иной образ жизни. Для письменной традиции Ц.т. характерны короткие полемич. эссе.

Условно можно выделить в традиции Ц.т. два осн. направления. Первое было занято в основном проблемами человеч. природы и оценки качеств личности. Произв. Лю Шао (кон. 2 - нач. 3 в.) и др. авторов были призваны дать своего рода теоретич. основу отбора чиновников по личным качествам. Позднее указ, направление Ц.т. приняло форму рассуждений о связи "имени" (мин [2]) и "принципа" (ли [\\), о соотношении "способностей" (цай) и "индивид, природы" (син [1]). Эти темы во многом восходили к конф. Проблематике "исправления имен" (чжэн мин) и имели социальный смысл. По утверждению Ван Фу (3 в.), "имя и принцип должны порождать истину. Тогда не будет чиновников не на своем месте, людей не на своем месте".

К второму направлению Ц.т. можно отнести "учение о сокровенном" (сюань сюэ). Ряд его идеологов, напр. Го Сян (3 - нач. 4 в.), Дэн Цань и др., проповедовали принцип соединения гос. службы и соблюдения внеш. условностей с внутр. духовной свободой. Даос, понятие "отшельничество" (инь [3]), означавшее полный отказ от мирских обязанностей, Дэн Цань интерпретировал как внутр. чувство и принцип духовной жизни: "Жить отшельником значит следовать дао. И при дворе можно быть отшельником. Отшельничество прежде всего во мне, а не в вещах".

Ц.т. как дискуссии проходили в виде диспутов между "хозяином" и "гостем" в присутствии др. "гостей", нередко - между представителями разных идеологич. течений. В традиции сюань сюэ такие обсуждения часто принимали форму состязания в красноречии, наиболее последовательно выражая идеи свободы духа и отрешенности от мира. Традиция Ц.т. способствовала взаимодействию конф. и даос, доктрин. Она получила отражение в традиц. живописи в виде сюжетов "ученые старцы", "беседа отшельников" и т.п.

Офиц. историография противопоставляла идеологию Ц.т. конфуцианству и усматривала в ней источник смут и упадка гос-ва.

**Малявин В.В. О понятии Ц.т. // 5-я НК ОГК. 4.1. М., 1974; Чжунго сысян тунши (Общая история кит. идеологии). Т. 3. Пекин, 1957. С. 59 - 67. См. также лит-ру к ст. Го Сян.

В.В. Малявин

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -