КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

   

ЦЗИ КАН   Си Кан, Цзи Шуе
223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 262

Философ, литератор из гос-ва Вэй, один из т.н. "семи мудрецов из бамбуковой рощи" (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе.- Цзи-чжунсань ("советник Цзи"). Казнен за критич. выступления против правящего клана Сыма. По преданию, в преддверии казни к нему обратились три тыс. студентов с просьбой разрешить им считать его своим учителем. Соч. сведены в сб. "Ц.К. цзи" ("Собр. произв. Ц.К."). В обл. натурфилософии придерживался учения об "изнач. пневме" (юань ци [1], см. Ци [1]) как источнике всего сущего; люди и "десять тыс. вещей" возникают в ходе взаимодействия субстантивированных в "пневме" дуальных космич. сил (см. Инь ян). Выступал против принципа "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см. Ю - у). Выдвинул тезис: "Сердце (синь [1]-сознание и психику) и звук разумно считать двумя [разными] вещами" ("Шэн у ай лэ лунь"- "О том, что звук не м.б. грустным и веселым"). Т.к. один и тот же звук может вызывать разные эмоции и мысли, то между внеш. средой и внутр. (сознание и психика) средой человека нет непосредств. связи: она опосредуется человеч. индивидуальностью. Верил в духовное бессмертие человеч. личности (см. Сянь сюэ). Применительно к политико-социальной сфере предложил тезис о "преодолении почитания имен и установлении т.о. естественности" (юэ мин цзяо эр жэнь цзы жань). Это подразумевало "преодоление" искусств, жесткости системы социальных ролей, закрепляемой в сознании людей посредством воспитания ("почитания", "обучения" - цзяо) в духе конф. учения об "исправлении имен" (чжэн мин). "Естественная" устойчивость обществ, отношений, по Ц.К., обеспечивается "почитанием" не этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]) и "имен" (мин [2])- социальных ролей, но естеств. "перемен" (и [4]), а также применением принципа "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]) в управлении. Гл. условием самосовершенствования считал "питание жизненности" (ян шэн), основанной на "уменьшении эгоистич. [потребностей] и ограничении желаний" (шао сы гуа юй). Своими учителями Ц.К. называл Лао-цзы и Чжуан Чжоу. Невысоко оценивал конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), создателями к-рых считал не древних "совершенномудрых" (см. Шэн [1]), а Чжоу-гуна и Конфуция. Ряд соч. посвятил муз. теории и практике.

*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории кит. философии). Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Разд. "Эпохи Вэй, Цзинь, Суй, Тан"). Ч. 1. Пекин, 1990; "Семененко И.И. Ц.К. и нек-рые моменты идеология, борьбы в сер. Ш в. н.э. // Вопросы кит. филологии. М., 1974; Его же. Ц.К. Ода о лютне // Проблемы вост. филологии. М., 1979.

Ли Си

   

(А - Ж)  (И - Н)  (О - Т)  (У - Ц)  (Ч - Я)  (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -