КИТАЙ КЛУБ galactic.org.ua ФИЛОСОФИЯ
ЧЖЭНЬ "Истинность" ("подлинность", "истина", "правда")Специфич. понятие кит. философии и культуры. В отличие от инд. и зап. философии, где понятие "истина" имеет гл. обр. онтологич. смысл, в кит. Ч. сильнее выражен ценностно-нормативный аспект. Иероглиф Ч. восходит к пиктографич. изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Но это изображение здесь можно трактовать как перевернутое. В древнем толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов", 2 в.) Ч. толкуется как "превращение человека, вознесшегося на небо". Т.о. в понятии Ч. также отразилась мифологема перехода человека в иной мир, оформившаяся в даос, философии в идею "поворота вспять" жизненного процесса (см. Сянь сюэ) и преобразования человека в чисто "духовную" (шэнь [1]) персонифицированную целостность - "предельное" выражение жизни как высшей ценности. Понятие Ч. в филос. контексте впервые применено в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), где термин Ч. обозначает подлинность бытия и "предел искренности" (чэн [1]) в человеке, достижение к-рого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Сочетание в понятии Ч. антропологич. и онтологич. смыслов предопределило особенности содержания филос. терминов, в к-рые входит иероглиф Ч. Напр., в "Чжуан-цзы" впервые использован ставший потом популярным в даосизме термин Ч. жэнь ("истинный человек") - тот, кто достиг идеала "предельной искренности". В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) "истинное постоянство" (Ч. чан) является атрибутом дао как онтологич. сути мира. В средневек. даос. трактатах (напр., "Баопу-цзы" Гэ Хуна, 3 - нач. 4 в. н.э.) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как "Истинное одно" (Ч. и), к-рое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения - "сбережение Одного" (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате преодолевается граница между "пневмой" (ци [1]) и "духом" (шэнь [1]), открывается возможность "одухотворения" тела-личности и физич. бессмертия. Онтологич. интерпретация понятия Ч. отразилась в содержании терминологич. словосочетания "истинная изнач. пневма" (Ч. юань чжи ци), введенного основоположниками неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) и обозначающего некую пракосмич. субстанцию. Из нее рождается "внеш. пневма", образующая вещи; сама "истинная изнач. пневма" не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с "внеш.", но "вынашивает и вскармливает" ее до полного ее становления. Впоследствии в кит. культуре закрепилась редуцированная форма понятия "истинная изнач. пневма" - "истинная пневма" (Ч. ци). В медицине это словосочетание стало обозначать совокупность здоровых жизненных сил организма, а противопоставление ее как "внутр." субстанции "внеш. пневме" стало пониматься буквально. В натурфилос. неоконф. построениях термин "Ч. ци" обычно синонимичен юань ци [1] - "изнач. пневме" (см. Ци [1]). В кит. буддизме иероглиф Ч. использован для создания терминологич. эквивалентов понятий татхата (бхутататхата, см. Ч. жу) и парамартха (Ч. ди, см. Эр ди). **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1987. С. 247 - 9. А.Г. Юркевич |
(А - Ж) (И - Н) (О - Т) (У - Ц) (Ч - Я) (ШКОЛЫ, ТРАКТАТЫ, КАНОНЫ)
- ИСТОРИЯ -
ВЕРОВАНИЯ
- ИСКУССТВО -
ЦИГУН
- УШУ -
ЛИНГВИСТИКА
- СТРАТАГЕМЫ -
ОРГАНИЗАЦИИ -
-
человек -
концепция -
общество -
кибернетика -
философия -
физика -
непознанное -
-
главная -
концепция -
история -
обучение -
объявления -
пресса -
библиотека -
вернисаж -
словари
-
китай клуб -
клуб бронникова -
интерактив лаборатория -
адвокат клуб -
рассылка -
форум -