К
О
Р
О
Т
К
И
Е

С
О
О
Б
Щ
Е
Н
И
Я

 1

        ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ       ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ                                galactic.org.ua                                ЧЕЛОВЕК
 

 


Компьютерные игры полезны для зрительных навыков
29.05.2003  membrana

Сотрудники Рочестерского университета набрали 16 добровольцев в возрасте от 18 до 23 лет для проведения серии экспериментов. Задание первого теста заключалось в том, чтобы обнаружить местоположение некоего мерцающего объекта.
Второе задание — сосчитать количество объектов, одновременно появившихся на экране. Третий — различить цвет определённой буквы алфавита.
Те, кто регулярно играл в видеоигры в течение предшествовавших тестам шести месяцев, показали куда лучшие результаты, нежели те, кто к играм не притрагивался.
Другой группе добровольцев — на сей раз из 17 человек — предложили иное испытание.
Их разделили на две подгруппы, одна из которых десять дней играла в шутер Medal of Honor, а другая — в "Тетрис".
Так вот, по окончании 10 дней выяснилось, что визуальные способности у людей, занимавшихся Medal of Honor значительно превзошли способности игроков в "Тетрис".
А самое главное, никто из этих 17 человек играми раньше не занимался, так что этот тест носил контрольный характер. Учёным хотелось убедиться в том, что это не люди с повышенными визуальными способностями обретают пристрастие к компьютерным играм, а игры улучшают их способности.
Военные эксперты, кстати, подтверждают выводы сотрудников университета. По словам капитана третьего ранга Рассела Шиллинга (Russel Shilling) из военного института при Высшей школе военно-морских сил в Монтерее (
Naval Postgraduate School in Monterey), военнослужащие, уделяющие много внимания компьютерным играм, лучше справляются с некоторыми заданиями, требующими повышенных визуальных способностей.
Это, например, управление беспилотным самолётом-разведчиком, отправленным для фотографирования того или иного объекта.
Многих сторонних наблюдателей несколько удивило, что исследование никак не затрагивает поведенческие стороны вопроса.
В интервью CNN, президент движения "Американские матери против насилия" (Mothers Against Violence in America), Пэмела Икс (Pamela Eakes) заявила, что учёным следует больше внимания уделять тому воздействию, которое оказывает на заядлых игроков насилие в видеоиграх.

Нерадившиеся дети узнают голос мамы
Источник: ABC News
    Канадские учёные из университета Куинс (
Queens University) и китайские исследователи из университета Чжецзян (Zhejiang University) пришли к выводу, что ребёнок, находясь в утробе матери, узнаёт её голос.
    Предыдущее исследование показало, что 30-недельные зародыши могут слышать звуки, что нисколько не удивило матерей, которые чувствовали толчок ребёнка, если кто-то, к примеру, хлопнет дверью.
    Учёные изучали 60 женщин на конечной стадии беременности. Голоса всех матерей, читающих стихи, были записаны на магнитофон, после чего женщин разделили на две группы.
Таким образом, половина зародышей слушала записи своих мам, а половина — чужих. Исследователи зафиксировали, что когда ребёнок слышит голос мамы, его сердце бьётся чаще, когда другой женщины — пульс замедляется.
    Это объясняется тем, что включается "механизм внимания" — ребёнка интересует незнакомый голос. Эксперимент провели в Канаде и в Китае — результаты были одни и те же, что говорит о том, что разница культур не влияет на процесс узнавания маминого голоса.
    Причём не важно, что говорит мама — читает она стихи или телефонный справочник — смысл сказанного ребёнок, само собой, не улавливает.
    На следующей стадии изучения учёные попытаются узнать, узнают ли зародыши голос папы, который не так часто как мама находится рядом.

Компьютер отбивает память
Вы заметили, как много стало молодых людей, которые не могут пересказать только что прочитанный текст, не помнят своих планов, не выполняют обещаний? Не всегда виновником этого является легкомыслие и несобранность. Японские и английские врачи независимо друг от друга пришли к выводу, что распространение органайзеров, всяких напоминающих устройств в компьютере и т.п. привело к тому, что человеческая память бездействует и стремительно ухудшается.
(С этими выводами трудно однозначно согласится. Но всем ясно, что работа с компьютером может серьезно изменить человека - и не только в области психики. galactic.org.ua)

Дважды два - четыре?
19.09.2003   КОМПЬЮТЕРРА
   Психофизиологами уже давно было отмечено, что при визуальном подсчёте предметов человек использует две принципиально различные стратегии. Одной из них мы пользуемся, когда в поле зрения находится группа объектов в количестве до четырёх. Полагаю, что большинство читателей и сами могут убедиться в сказанном на личном опыте. Так, например, если перед нами на столе лежит 2 монеты (яблока или чего-нибудь ещё), то, взглянув на них, мы уже "знаем" (правильнее, вероятно, это можно назвать даже "видим"), что их именно 2, и нет надобности специально считать их "про себя". То же относится и к трём. При подсчёте по такой схеме результат появляется практически одномоментно, словно картинка. Исследователи полагают, что данный механизм является врождённым, и человек исходно имеет понятие "двух" и "трёх". Судя по всему, данный механизм встречается также в природе - у некоторых млекопитающий, птиц и даже насекомых.
   С другой стороны, как только число объектов, которые необходимо сосчитать, "переваливает" за три, в мозгу активизируется совершенно иной механизм, причём время, затрачиваемое при такой форме счёта, всегда пропорционально количеству подсчитываемых объектов. Навыки этого способа счёта приобретаются нами в процессе обучения.
   Впервые идея относительно того, что мозг использует два отличных механизма счёта, была предложена достаточно давно - ещё в 50-х годах XX века. Однако в большинстве случаев она рассматривалась лишь в общем виде и в контексте теории о различной специализации правого и левого полушарий головного мозга.
   Практическое подтверждение гипотезы о двух стратегиях счёта было получено недавно в обширном эксперименте, проведённом в Великобритании на научной выставке Бристольского музея. Суть эксперимента, спланированного исследователями Университетского колледжа Лондона во главе с проф. Брайаном Баттерворфом (Brian Butterworth), заключалась в следующем. На выставке помимо просмотра различных научных экспозиций посетителям предлагалось пройти простенький тест на счёт: на сенсорном дисплее появлялось определённое количество точек - от 1 до 10, и испытываемому предлагалось их подсчитать и отметить результат, нажав на соответствующую цифру на экране. При этом фиксировалось время, которое уходило на выполнение задания. За время работы выставки тест прошло около 18 000 человек обоих полов самого различного возраста - от 5 до 65 лет.
   Обработка полученных результатов показала весьма любопытные результаты. Для начала, оказалось, что когда испытуемым демонстрировалось от 1 до 4 точек, показатели представительниц прекрасного пола были достоверно несколько лучшими, чем у мужчин. Разница в результатах мужчин и женщин составляла около 0,05 секунд. В среднем, на распознавание такого количества точек требуется примерно полсекунды. При подсчёте более чем 4 точек результаты противоположных полов не имели достоверных отличий.
   Также эксперимент показал, что при подсчёте точек в количестве свыше 5 результаты участников были несколько (на 6 %) лучше, когда изображение появлялось в левой части экрана, иначе говоря, обрабатывалось преимущественно правым полушарием. Данный момент является ещё одним подтверждением того, что полушария мозга функционально различны - правое, как предполагается, производит "невербальное" оценивание количества объектов, тогда как левое связывает количество с соответствующим словом (например, количество "5" с его словом-названием "пять"), а также осуществляет арифметические операции.
   Разница между показателями мужчин и женщин, обнаруженная в эксперименте, свидетельствует о том, полагает Баттерворф, что в основе распознавания малых чисел лежат определённые нервные механизмы, обусловленные генетически.
   Данное предположение позволяет объяснить более высокую успешность девочек в математике в младших классах, а также более широкое распространение среди мальчиков т.н. дискалькулии. Дискалькулия - врождённая патология, которая заключается в неспособности осуществлять арифметические действия (даже очень простые, вроде 2+3=5). По данным Баттерворфа, количество детей с этим нарушением может составлять до 5 %. Исследователь полагает, что технология, использованная в эксперименте, может быть использована для ранней диагностики таких дефектов. До последнего времени детей, страдающих дискалькулией, автоматически причисляли к "тупым", не зная истинной причины их проблем с арифметикой.

Вся наша жизнь игра
18.03.2002  Ananova
Как известно, пятнадцатилетний мальчик в среднем тратит в неделю менее двух часов на чтение книг, по сравнению с 11 часами в неделю, потраченными на телевизор и девятью часами - на компьютерные игры. Впрочем, недавно психологи убедились, что, вопреки бытующему мнению, эти игры способствуют развитию интеллекта. Понаблюдав за 700 детьми 7-16 лет, исследователи обнаружили и то, что "игрушки" приносят большую образовательную пользу. В частности, у маленькие игроки преуспевают в области математики, чтения и правописания. Не исключено, что в ближайшее время в США компьютерные игры добавят в учебный план.
Психологи представили список самых полезных "игрушек". Среди них - SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества. Столь же высоко оценена Championship Manager, позволяющей ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой. Она учит детей пользованию базами данных, с которыми нужно консультироваться для предсказания действий футболистов.
А характерные для компьютерных фанатов проблемы общения, как выяснилось, решаются очень просто: ребятам нужно просто предложить играть в парах или маленьких группах.

         ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ     2      3
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум