|
К СЕНСАЦИОННОМУ выводу пришла комиссия российских физиологов,
обследовавшая выпускников школы альтернативного видения. Эксперименты физиологов,
проведенные строжайшим образом, заставили ученых, стоящих на сугубо
материалистических позициях, признать: для зрения глаза не обязательны.
Достаточно сказать, что руководила комиссией академик Наталья
Петровна Бехтерева, один из авторитетнейших в мире специалистов по
головному мозгу человека. А обследовались ученики Вячеслава Михайловича
Бронникова, чей метод обучения видеть без глаз вызывал, да и сейчас
вызывает полное неприятие физиологов, медиков и вообще любого
здравомыслящего человека. Лишь немногие из ученых решаются переломить
себя и, не боясь насмешек здравомыслящих коллег, признать очевидное, хотя
оно и невероятно.
Один из таких смельчаков - доктор физико-математических наук,
профессор МГУ Юрий Петрович Пытьев. Несколько лет назад, когда у
Бронникова было всего два ученика, Пытьев по просьбе Вячеслава
Михайловича провел их тестирование. Результаты были ошеломляющие. Юные
феномены не только читали с плотно завязанными глазами любые тексты, не
только отчетливо различали окружающую обстановку, но и могли посылать
свои «глаза» за светонепроницаемую преграду например, за стену,
разделяющую две комнаты, и видеть, что делается там. Я умышленно заключил
здесь слово «глаза» в кавычки: это у ребят было такое ощущение, что они
могут посылать глаза в «свободный полет». Но на самом-то деле их глаза
оставались на месте, а значит, зрительная информация зиждилась на
каком-то другом физическом явлении. Бронников и просил физика Пытьева
попытаться определить, что это за явление. Пытьев с этой задачей не
справился.
- Эксперименты я проводил максимально корректно, -
рассказывал мне Юрий Петрович.
- О каких-либо фокусах в духе Эмиля Кио или Девида Копперфильда и речи
быть не может. Факты установлены железно: да, у человека есть и другие
органы приема зрительной информации, помимо глаз. И можно его научить
этими органами пользоваться. Но что это за органы, на каких принципах они
работают - увы, я так и не смог выяснить. Здесь нужен большой коллектив
профессионалов: физиков, медиков, физиологов. Поэтому я прекратил эту
работу, в надежде, что со временем, поднакопив знаний, другие
исследователи раскроют эту загадку.
С тех пор знаний о человеке особенно не прибавилось, но тем
не менее нашлась группа серьезных ученых-физиологов, которая
заинтересовалась этим феноменом. И тому были объективные причины. Школа
Бронникова продолжает работать, из нее выходят все больше людей,
обладающих альтернативным зрением, а среди них и совсем незрячие,
научившиеся читать и видеть окружающую обстановку. Более того, уже и в
других городах России начинают применять методику Бронникова - учат
видеть с закрытыми глазами. И те, кто этим занимается, уверяют - такое
умение доступно любому человеку, надо лишь его научить как это делать. А
если это так, то проблема уже выходит за рамки медицины, приобретает
социальное звучание. Ведь если в обществе появились люди, для которых нет
тайн ни за бетонной стеной, ни за сейфовой броней, ни за плотной бумагой
запечатанного конверта, то это в конце концов неминуемо внесет коррективы
в привычные отношения. Тем более что таких людей становится все больше, и
не исключено, что умение «видеть без глаз» будет передаваться по
наследству, на генном уровне.
Так что у ученых были причины отнестись к этому феномену
серьезно. Физиологи под руководством академика Бехтеревой обследовали
семь подростков от 10 до 17 лет, прошедших обучение альтернативному
видению. Обычное зрение у этих подростков было самое разное: у кого-то
нормальное, а кто-то почти ничего не видел.
Обследование было организовано так, чтобы исключить малейшие
сомнения. При этом никакой чертовщины, вроде перебрасывания глаз через
стенку: ученые ведь собрались серьезные. На испытуемых накладывали черную
маску из непрозрачной материи, полностью закрывающую лицо, и предлагали
прочитать текст из книги, брошюры или разового объявления, различить
буквы и цифры, появляющиеся на экране компьютера. Книги были самые
обычные, и испытуемые должны были читать их как обычно, а не водить
пальцами по странице, как читала в свое время небезызвестная Роза
Кулешова. Наблюдатели сидели в трех метрах от подростков, и никакой
контакт между ними не был возможен. Короче говоря, условия эксперимента
исключали любую подтасовку фактов.
Альтернативное зрение не появляется само, его надо «включить»
усилением воли, что испытуемые и делали по сигналу экспериментаторов. В
этом состоянии они свободно читали любой текст, различали все знаки,
ориентировались в незнакомой комнате. А ученые регистрировали у них
электроэнцефалограмму мозга в обычном состоянии и при чтении с закрытыми
глазами. Оказалось, что при включении альтернативного зрения,
электрическая активность мозга становится более высокочастотной, особенно
в лобных областях, что свидетельствует об активной работе. По-видимому
мозг при этом перестраивается на другой режим, начинает использовать
свои сверхвозможности.
Итак, авторитетным российским ученым ничего не оставалось, как признать:
альтернативное зрение существует. Причем речь идет не о феномене, не об
уникальных свойствах некоторых личностей, а о методе, поскольку видению
без глаз можно научить. В своей статье, опубликованной в журнале
«Физиология человека», ученые используют термин «прямое видение» - в
обход обычного зрительного пути без проекции изображения на сетчатку
глаза. При этом, вероятно, клетки мозга напрямую активизируются факторами
внешней среды, скажем, электромагнитными волнами. Но есть и другая
гипотеза, изложенная в статье: «Не настаивая на истинности рабочих
построений, с наименьшими выходами за рамки известного, по-видимому,
можно предположить также сугубо предварительно, что альтернативное зрение
осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но есть
ряд косвенных».
Вот некоторые их этих косвенных доказательств. В процессе
развития зародыша кожа формируется из того же зачатка, что и нервная
система. Те, кто овладевает альтернативным видением, учатся сопоставлять
ощущения кожи с цветом и другими предметов. К тому же в природе уже
существует феномен зрения поверхностью тела — кожей видят некоторые
морские беспозвоночные и бабочки. Исследователи предполагают, что в
процессе обучения альтернативному видению не только проявляются
потенциальные свойства кожи, но и переобучается, проявляя свои
безграничные возможности. Впрочем, выдвинув такую гипотезу, авторы
подчеркнули, что она сугубо предварительная и очень шаткая.
То же самое мне
сказала и академик Бехтерева, когда я позвонил ей в Питер. Вернее, она
вообще отказалась говорить больше, чем сказано в статье.
- Поймите, все это настолько необычно - сказала она, - что у нас просто
нет объяснений. Мы установили факт и описали его. На этом пока все.
- Наталья Петровна, ответьте на один вопрос. Да, вы описали факт, но в
глубине души вы уверены, что это не феномен, божий дар для избранных, а
просто свойство мозга, присущее всем людям, - одна из тех его могучих
возможностей, о которых мы пока просто не подозревали?
Она помолчала. Потом коротко бросила:
- Да.
О следующих исследования см. статьи:
Феномены видения с закрытыми глазами: проблемы и
результаты исследований,
О так называемом альтернативном зрении или
феномене прямого видения,
Новая страница в истории человечества |