с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ТОМИЗМ - НЕОТОМИЗМ

 


Томизм - философия Фомы Аквинского и его последователей, томистов.
Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый - неотомизм, существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии.
Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением.
Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

Неотомизм - ядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения, направленного против Реформации.
Особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой Львом XII (энциклика «Aeterni Patris», 1879) философии Фомы Аквинского.
Неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во Франции и Бельгии, но имеет своих представителей почти во всех др. западноевропейских странах.
Важнейший исследовательский центр - Высший ин-т философии, основанный при Лувенском католич. ун-те в 1882 кардиналом Дезире Мерсье (1851 - 1926).

Наиболее известный представитель современного неотомизма - Жак Маритен. Кроме него, следует упомянуть Жильсона и Сертиланжа.
Неотомисты занимаются гл. о. проблемами метафизики - учение о действии и потенции:
пассивная потенция выражает реальное ограничение действия;
наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию;
проблемами натурфилософии - гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием:
неживое тело, растение, животное, человек; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями - познанием и волением;
вопросами познания - осн. различие между чувственным и рациональным познанием;
учением о Боге - бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия;
проблемами этики - блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум