ф |
Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е |
ОБСКУРАНТИЗМ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В ТЕЗИСАХ
«ДОСТИГАТЬ ПРИРОДНОГО ЗНАНИЯ» И «ЕДИНСТВО ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ»
Поскольку Ван Шоужэнь признает, что сердце — сущность Вселенной, а высший принцип всех предметов и явлений — в моем сердце, поэтому его теория познания основана не на познании внешних, объективно существующих предметов и явлений, а на познании внутреннего
переживания — «собственного сердца». Это сердце он называет также «природным знанием». Ван Шоужэнь пишет:
«Природное знание — сущность сердца»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Что же такое «природные знания»? Природные знания — это врожденная способность различать истинное и ложное, доброе и дурное. Ван Шоужэнь говорит:
«Сердце, различающее истинное и ложное, знающее без раздумий, умеющее без учения,— это и есть природное знание» (Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Ван Шоужэнь дает многосторонние объяснения понятию «природные знания», и в частности такие:
«природные знания — высший принцип неба в сердце человека», «природные знания в моем сердце — это и есть то, что называют высшим принципом неба»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2); «природные знания — распорядитель всеми предметами на небе и на земле; природные знания — это сверхъестественное, занимающееся творением. Это сверхъестественное родило небо и землю, создает души умерших и императоров, все выходит из него, и поистине среди предметов нет равных ему»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.3).
К природным знаниям он относил и врожденные моральные принципы, такие, как
«видя отца, естественно знать о сыновней почтительности, видя старшего брата, естественно знать долг младшего брата, видя отъезд ученого в деревню, естественно испытывать к нему сочувствие. Все это и есть природные знания»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Хотя Ван Шоужэнь много говорит об определении смысла природных знаний, однако основное содержание предлагаемых объяснений сводится к двум значениям. Первое состоит в том, что они выражают сущность субъективного идеализма, второе — в том, что они выражают трансцендентные моральные нормы, причем между первым и вторым значением существует единство.
По мнению Ван Шоужэня, «все предметы на небе и на земле проявляются и обращаются в природном знании, и разве бывает такое, чтобы существовал какой-нибудь предмет вне природного знания?»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.3). Отсюда вывод: познание — это самовникание в природные знания.
«Необходимо вникать в собственное сердце и не прибегать к поискам знания на стороне, тогда они будут получены»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.1).
Если познание представляет вникание в собственные природные знания, к чему тогда учиться? Ван Шоужэнь отвечает:
«Сердце — высший принцип, учение — изучение этого сердца, ищущий старается найти это сердце. Мэн-цзы говорил, что при учении нет другого пути, как только искать упущенное сердцем»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Ван Шоужэнь полагал, что «услышанное и увиденное — это не что иное, как использование природных знаний», в связи с чем призывал к отказу от
концентрации на знаниях, получаемых от увиденного и услышанного, говоря, что
«поэтому природные знания не задерживаются на увиденном и услышанном и не смешиваются с увиденным и услышанным», считая, что
«размышления появляются в природных знаниях», поэтому «то, о чем думаешь, то, о чем беспокоишься, может быть только высшим принципом неба, и нет ничего другого, что могло бы вызвать думы и беспокойства»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Можно заметить, что, с одной стороны, Ван Шоужэнь
принижает значение познания объективных предметов и явлений, а с другой — сводит познание к самопознанию природных знаний, отвергает знания, полученные от увиденного и услышанного, и перечеркивает рациональные знания, заявляя, что,
«помимо природных знаний, нет других знаний»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Ван Шоужэнь считал, что природные знания «обширны и справедливы», они «не бывают недобрыми», являются общим достоянием всех людей, но они не могут
«не загрязняться стремлениями к материальному благополучию, поэтому необходимо учиться, чтобы удалять грязь»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.10).
В связи с этим Ван Шоужэнь создал учение о «достижении природных
знаний». Он говорит: «Для достижения природных знаний... необходимо, чтобы действительно имелось дело, вызывающее знание, поэтому знание обязательно достигается путем постижения сущности предмета. Предмет — это дело, всегда, когда возникает мысль, имеется вызвавшее ее дело; дела, в которых присутствует мысль, называются предметом. Постижение — это исправление, оно означает исправление неправильного, чтобы вернуть его к правильному. Исправление неправильного означает удаление дурного, а возвращение к правильному означает возвращение неправильного к доброму»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.26).
Таково идеалистическое толкование положения о стремлении к получению знаний путем постижения сущности вещей, и оно основывается на двух положениях:
во-первых, на том, что предметы или дела, о которых говорит Ван Шоужэнь,
— это не объективные предметы и явления, существующие независимо от сознания, а выражение сознания;
во-вторых, на том, что под постижением сущности вещей Ван Шоужэнь имеет в виду:
«Постижение сущности вещей — это постижение вещей, находящихся в сердце, постижение вещей, находящихся в мысли, постижение вещей, находящихся в знании»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Ван Шоужэнь понимает постижение как исправление, поэтому постижение сущности вещей — это исправление сердца, т.е. в конце концов он сводит все к устранению из сердца дурного и установлению доброго, к отказу от
человеческих желаний и сохранению высшего принципа неба
— «разбить разбойников в сердце».
Ван Шоужэнь, в противовес учению Чжу Си, утверждавшего, что «знания сначала, действия потом», выдвигает тезис «единство познания и действия». Он пишет:
«Мэй-янь (Чжу Си) говорит: то, что должны изучать люди,— это только сердце и высший принцип. Хотя сердце в теле главное, на самом деле оно управляет высшими принципами во всей Поднебесной; хотя высший принцип рассеян во всех делах, на самом же деле он не выходит за пределы сердца одного человека. Поскольку сердце и делится, и соединяется, поэтому это учение неизбежно приходит к ложному выводу, что сердце и высший принцип составляют два понятия».
«Отделять сердце от поиска высшего принципа вовне — значит, отделять знание от действия. Искать высший принцип в моем сердце, — это мудрое учение о единстве познания и действия»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Следует отметить, что во-первых соединение знания и действия в одно, смазывание границы между знанием и действиями, отрицание единства противоположностей в знании и действии — это одна из особенностей теории познания
Ван Шоужэня. Он пишет: «Истинность и правильность знаний — в действии, а четкое сознание и тщательное исследование действий — в знаниях, значения знаний и действий нельзя разделять, но учения более позднего времени разделяли их значение, что нарушает единство знаний и действий, поэтому и появилось учение об их единстве и совместном действии»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
«Если говорить о знании, то само собой подразумевается и действие, в котором оно присутствует; если говорить о действии, то сами собой подразумеваются знания, в которых оно присутствует»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Во-вторых, учение о единстве знания и действия построено на положении, что знание определяет действие. Ван Шоужэнь пишет:
«Знание — главная мысль, руководящая действием, действие — это то, над чем работает знание; знание — начало действия, действие — завершение знания»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.1). Одним словом, действие определяется знанием.
В-третьих,
принимая появление мысли за действие, Ван Шоужэнь тем самым рассматривает знание как действие. Он говорил:
«Ныне я говорю о единстве знания и действия только для того, чтобы люди поняли, что там, где возникает какая-нибудь мысль, это будет рассматриваться как действие. Если в месте, где возникла мысль, произойдет недоброе, подобная недобрая мысль должна быть подавлена до самых корней, чтобы недоброе в мыслях не могло скрыться в умах людей. Вот цель созданного мной учения»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньцзи, гл.3).
Стремясь доказать, что знание — это действие, Ван Шоужэнь пишет: «В сочинении «Да сюэ» указывается, что отношение человека к знанию и действию подобно любви к красивому, подобно отвращению к дурному запаху».
Видение красивого относится к знанию, любовь к красивому относится к действию.
«Когда видишь красивое, заранее сам знаешь, что оно красиво, а не наоборот, что оно красиво только после того, как увидел его; обоняние дурного запаха относится к знанию, а отвращение к дурному запаху — к действию. Когда ощущаешь дурной запах, заранее сам испытываешь к нему отвращение, а не наоборот, что он становится отвратительным только после того, как почувствуешь его»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.1).
Способность видеть красоту и любовь к красоте, способность ощущать дурной запах и отвращение к дурному запаху появляются одновременно, поэтому знание и действие соединены в одно.
Любовь сердца к красоте и отвращение к дурному Ван Шоу-жэнь рассматривал как действие, и здесь знание является действием.
Принимая знание за действие, рассматривая проявление мысли как
действие Ван Шоужэнь пишет: «Непременно хочу, чтобы в этом сердце был только чистый высший принцип неба и не было бы ни малейшего человеческого желания, ибо если не принять мер защиты заблаговременно, то победить, когда ростки уже появятся, невозможно»
(Ван Вэньчэн-гун, гл.2). Только такие радикальные меры могли дать возможность для достижения поставленной им цели «уничтожить разбойников в сердце».
Для того чтобы отвергнуть тезис Чжу Си «знание сначала, действие потом», Ван
Шоужэнь говорит: «Хорош или плох вкус пищи, можно узнать, лишь положив пищу в рот; как можно, не положив пищу в рот, заранее знать, хороша или дурна она на вкус?»,
«Ухабы и ровные места на дороге можно узнать, только лично проехав по дороге, как можно не проехав по дороге, заранее знать об ухабах и ровных местах?» (Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
Ван Шоужэнь нападал также на широко распространенные в его время тезисы «не действовать, а говорить об учении», «не действовать, а говорить о постижении высшего принципа» и подчеркивал важность действия. Он писал: «Обучаясь стрельбе из
лука, необходимо натянуть лук, положить стрелу, а когда лук будет натянут до отказа, выпустить стрелу в цель; при изучении книг необходимо разложить бумагу, взять кисть, положить дощечку для письма и обмокнуть кончик кисти в тушь. Среди всех существующих в Поднебесной наук нет ни одной, о которой можно сказать, что ее можно изучить без действия».
«Поэтому нельзя добиваться знаний без действия, нельзя без действия постигнуть высший принцип»
(Ван Вэньчэн-гун цюаньшу, гл.2).
В конце династии Мин субъективно-идеалистическая
философия Ван Шоужэня заняла на какое-то время главенствующее положение. Философские идеи Ван Шоуженя явились важным идейным источником для «философии твердых действий» Чан Кайши.
___________
37. АНТИНЕОКОНФУЦИАНСКИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВАН ТИНСЯНА
|
|
|