н
е
й
р
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 2

 

Существует критический возраст для обучения, развития и жизни...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Нервные клетки восстанавливаются только у умных
27.10.2001 Комсомольская правда
Несмотря на то что скорость восстановления нервных клеток невысока, она может увеличиваться, если человек занимается интеллектуальным трудом. К этому неожиданному и обнадеживающему выводу после многолетних исследований пришли биологи из Принстонского университета Элизабет Гулд и Чарльз Гросс. Они обнаружили, что в мозге ежедневно возникают тысячи новых клеток нейронов. Причем возникают они только в тех областях, которые связаны с интеллектуальными функциями.
Ученые предполагают, что новые нейроны важны для обучения и развития мыслительных способностей. А работают они так же, как оперативная память у компьютера - то есть выстраивают информацию по своеобразным "темам", "папкам", степени важности и времени. Более того, по мнению авторов исследования, новые нейроны могут быть теми "чистыми листами бумаги", на которых записываются новые сообщения, впечатления, навыки и идеи.
Помимо этого, ученые выяснили, что быстрее воспроизводятся нервные клетки тогда, когда мы попадаем в экстремальные условия и требуется задействовать максимальное количество "серого вещества".

Музыка и возраст
01.06.2004 www.abc.net.au
Австралийские психологи создали математическую модель, которая позволяет предсказать эмоциональное впечатление от различной музыки. Самым важным критерием в этой модели является громкость, затем темп музыки. Чем больше инструментов участвует при исполнении мелодии, тем положительней она оказывает влияние на слушателей.
Зоолог и этнолог Виктор Рафаилович Дольник когда то прозорливо отметил, что увлечение подростками поп-музыкой имеет древнюю, врожденную основу- потребность организовать пошумелку. Она является механизмом бессловесного, внеразумного общения и единения. Подросток с одной стороны, по-прежнему остается современным разумным человеком, а с другой — он охвачен древним инстинктом и извлекает из него первобытное наслаждение. С возрастом это желание пошуметь уменьшается и все большее место в жизни человека занимает тихая спокойная музыка.

Разговор на мелодичном языке развивает музыкальный слух
09.11.2004 MEMBRANA
Диана Дойч (Diana Deutsch) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego) установила связь между мелодичностью языка, на котором говорит человек, и музыкальным слухом.
Для сравнения она решила выбрать английский язык и китайский (мандарин).
Последний относится к так называемым тональным языкам, в которых тонкая интонация будто бы одного и того же произносимого слова может менять его значение до неузнаваемости.
Исследовательница сравнила данные 115 студентов-музыкантов из Рочестера (США) и 88 студентов-музыкантов из Пекина.
Оказалось, что испытание на абсолютный слух прошли 60% китайских музыкантов и только 14% их молодых коллег из США.
В этом испытании, когда человек должен идентифицировать и воспроизводить совершенно все ноты подряд, от испытуемого требуется различать звуки, частота которых отличается всего на 6%.
Это очень мало, ведь частота самых низких и самых высоких звуков, которые слышит человек — отличается в тысячу раз.
Любопытно, что наибольший процент людей с абсолютным слухом был (в той и другой группе) у тех студентов, которые начали изучать музыку между 4 и 5 годами, в то время как среди тех, кто приступил к музыкальным занятиям после достижения 8-летнего возраста, таковых почти не оказалось.
Точнее — студенты, поздно начавшие учиться музыке, но всё же обладающие абсолютным слухом, ещё встречались среди китайцев, но среди американских студентов — уже нет.
Автор работы считает, что в случае с китайцами — музыка воспринималась их мозгом как второй, родственный язык.
Соответственно, им было тем труднее учиться, чем позднее человек приступал к занятиям. Но обучение всё же шло неплохо.
А вот со студентами, говорящими по-английски, дело обстояло хуже. Поскольку английский язык — не тональный, обучение музыке воспринималось этими людьми как обучение их первому языку — они словно учились говорить заново.
Таким образом, критический возраст, после которого трудности обучения резко усиливались, для таких людей был ещё меньше.

Вычислен точный "возраст гениев"
01.06.2005.  www.utro.ru
Если вам еще не исполнилось 29 лет, а вы уже страдаете, что вас так и не посетила ни одна гениальная идея – не отчаивайтесь, время есть! Но если вы успели разменять четвертый десяток, а с идеями по-прежнему туго – можно начинать огорчаться.
Дело в том, что исследователи, изучившие достижения тысяч новаторов, установили, что именно к 29 годам в светлую голову современного жителя Земли с наибольшей вероятностью может прийти первая крупная и оригинальная идея. В этом нежном возрасте наблюдается оптимальное сочетание уровня образования и жизненной энергии, которое требуется для того, чтобы возникла пассионарная идея, ну, или хотя бы желание сделать карьеру. В ходе исследования были изучены данные о 55 тыс. человек, получивших патенты на новые изобретения. Попутно обнаружилось, что средний возраст изобретателя к моменту "эврики" каждое десятилетие увеличивается более чем на полгода.
Если честно, с идеями тяжело. Для того, чтобы пережить озарение, современному человеку нужно освоить гораздо больше информации, чем предыдущим поколениям, дабы прибавить новое к тому, что уже известно. Поэтому время, которое мы тратим на обучение, постоянно увеличивается. "Если хочешь стоять на плечах титанов, сначала нужно вскарабкаться по их спинам, и чем больше знаний нужно приобрести, тем сложнее этот путь", поэтично говорится в докладе Национального бюро экономических исследований (США).
А вот статуса истинного гения придется ждать довольно долго. В прошлом веке возраст, в котором великие изобретатели и лауреаты Нобелевской премии сделали свои переломные открытия, увеличился на 6 лет, и теперь средний возраст в этой категории составляет 40 лет. И хотя Александру Беллу было как раз 29, когда в 1876 г. он изобрел телефон, однако он тоже припозднился, потому что в XIX в. новаторы были более молодыми.
Кстати, интеллектуальный подъем можно направить не только в научное русло. Например, 29-летний Квентин Тарантино снял "Бешеных псов", а Фредди Меркьюри в том же возрасте записал "Богемскую рапсодию". У России, как обычно, особенная стать. У нас сегодня "выстреливают" 29-летние политики, причем один за другим: то Никита Белых возглавит СПС, то братья Рявкины пошумят о поддержке президента.
Но вернемся к причинам феномена "идейного возраста". Некоторые полагают, что инновационный всплеск "перед тридцатником" больше связан с отсутствием семейных и бытовых обязательств, чем с аккумуляцией знаний. "Ты готов рисковать. Ты чувствуешь, что можешь достичь гораздо большего, чем человек более старший, имеющий опыт ошибок, больше обязательств, которому соответственно есть что терять", – считает Стелиус Хаджи-Иоанну, который в 29 лет основал авиакомпанию easyJet.

МОЗГ РАЗВИВАЕТ -

Мозг развивает белое вещество в возрасте до 10 лет
10.08.2005 Isra.com
Учиться игре на фортепиано следует с детских лет - именно в возрасте до 10 лет в человеческом мозге начинают развиваться музыкальные способности и навыки, которые очень трудно приобрести во взрослой жизни, утверждает шведский невролог и пианист Фредерик Уллен (Fredrik Ullen).
Известно, что большинство великих пианистов начали осваивать инструмент, будучи маленькими детьми - это не совпадение. По словам Уллена, детство - наилучшее время в жизни, когда развиваются белое вещество мозга и пирамидальный тракт - главный "канал" центральной нервной системы для передачи сигналов между мозгом и пальцами пианиста.
Шведские учёные, "исследовавшие мозги" восьми концертирующих пианистов в возрасте 30 лет и старше, которые начали играть в детстве, обнаружили, что "пирамидальный тракт лучше структурирован у пианистов по сравнению с немузыкантами".
Уллен сообщил, что "подобные мозговые механизмы могут помочь объяснить успехи балерин и спортсменов".

4-летний Маугли умел лишь мяукать и царапаться
Российская Газета
Все четыре года Антошкиной жизни прошли среди людей: "хороших" и разных, трезвых и не очень, бедных и зажиточных. Были среди них и люди в погонах, и в белых халатах, и с толстыми портфелями. И всей этой разномастной и разношерстной стае не было никакого дела до маленького горемыки. Так распорядилась судьба, что единственным существом, которое "заметило" пребывание ребенка на этой Земле, оказалась голодная дворовая кошка. Не имея других воспитателей, ребенок научился у кошки не только лакать из блюдца и тереться спинкой о чужие ноги, но и, впитав в себя кошачьи повадки, выживать, опираясь на звериные законы.
"Судьба улыбнулась нашему Антошке дважды, - рассказывает Ирина Кочина, директор детского дома города Шуи Ивановской области. - Первый раз, когда, несмотря на мать-алкоголичку, послала ему крепкое здоровье, не наделив ни одним из физических недостатков. И второй, когда его истощенного, больного и совершенно дикого все-таки обнаружили и привезли к нам".
Диагноз, с которым четырехлетний Антон Адамов поступил в детский дом, был лаконичным как приговор: "синдром Маугли". Заболевание настолько редкое, настолько же и трудно поддающееся лечению. Мировая практика показывает, что в тех редких случаях, когда детям, выросшим среди животных, все-таки удавалось выжить, их дальнейшее пребывание в социальной среде оказывалось невозможным. Ничего не поделаешь, человеческий мозг устроен так, что за основу жизнедеятельности он берет ту информацию, которую получает в первые годы жизни.
"Первые месяцы в детском доме Антошка провел на четырех "лапах", - вспоминает Ирина Кочина. - При этом верхние фаланги пальцев он поджимал, имитируя коготки на кошачьей подушечке".
Догнать "котенка" было делом не из легких. С завидной шустростью, работая всеми четырьмя "лапами", ребенок убегал от воспитателей, забивался в темный угол под кроватью и, сверкая глазами, фыркал оттуда на чужаков как разъяренный зверек. Крепко доставалось и тому, кто пытался выудить Антошку из его убежища. Сопровождая атаки боевым мяуканьем, мальчик яростно царапал любого, кто пытался до него дотронуться. И лишь терпение, ласка вкупе с вкусной едой помогли воспитателям приручить дикого "котенка".

Образование сушит мозги
Заведующий отделом психиатрии в медицинском центре фирмы "Форд" (США) Эдвард Каффи измерил с помощью томографа головной мозг 320 здоровых мужчин и женщин в возрасте от 66 до 90 лет. Оказалось, что у тех, кто после средней школы получил еще и высшее образование, мозг на 8 - 10 процентов меньше, чем у тех, кто окончил только начальную школу.
Размеры мозга начинают уменьшаться примерно после 30 лет из-за отмирания нейронов, и за каждые 10 последующих лет мозг уменьшается в среднем на 2,5 процента. "Опустевшее" место в черепе занимает околомозговая жидкость.
Доктор Каффи подчеркивает, что уменьшение размеров не делает мозг хуже: у тех, кто в молодости больше учился, в старости лучше сохраняются интеллект и память. (От редакции: Последнеее утверждение было доказано научными исследованиями).

Люди бывают старыми из-за мозга, а организм всегда молодой
02.08.2005 The New York Times
Вне зависимости от возраста, человеческий организм на много лет моложе, и даже если человек уже в преклонных годах, ему, возможно, всего десять лет или даже меньше. Эта внушающая оптимизм истина, связанная с тем, что ткани постоянно обновляются, положена в основу новой методики оценки возраста человеческих клеток. Ее создатель Йонас Фризен полагает, что средний возраст всех клеток в организме взрослого человека - от семи до десяти лет.
Но Фризен, специалист по биологии стволовых клеток Каролинского института Швеции, нашел также объяснение того, почему люди ведут себя в соответствии с паспортным возрастом, а не физическим возрастом своих клеток: некоторые клетки не обновляются с рождения до смерти, и в это меньшинство входят некоторые или все клетки коры головного мозга.
Именно спор о том, производит ли кора новые клетки, заставил Фризена искать новый способ определения действительного возраста человеческих клеток. Существующие методики, связанные с тем, что ДНК метят химическими веществами, далеки от совершенства. Заинтересовавшись тем, не существует ли природных меток, Фризен вспомнил, что во время подземных ядерных испытаний, проводившихся до 1963 года, в атмосферу выбрасывался радиоактивный углерод С-14. Его поглощали растения, ели люди и животные во всем мире, и С-14 попадает в ДНК клеток каждый раз, когда клетки делятся.
Большинство молекул в клетке постоянно заменяются, но не ДНК. С-14 в клеточной ДНК появляется при рождении клетки, в день, когда родительская клетка делится. Фризен на этом основании пришел к выводу, что концентрацию С-14 можно использовать при определении возраста клетки. На практике методика применяется на тканях, а не на отдельных клетках, поскольку С-14 в каждой отдельной клетке недостаточно для определения ее возраста. Затем Фризен разработал шкалу перевода концентрации С-14 в календарные сроки, измерив количество С-14 в кольцах на спилах шведских сосен.
Проверив методику разными способами, он и его коллеги 15 июля опубликовали в журнале Cell результаты первых исследований на человеческих тканях. Возраст клеток реберных мышц, взятых у людей, которым под сорок, оказался 15,1 года. Жизнь клеток эпителия, выстилающего кишечник, трудна, и, по другим оценкам, они живут всего пять дней. Не учитывая эти поверхностные клетки, Фризен установил, что средний возраст кишечника 15,9 года.
Затем ученые обратились к мозгу, вопрос обновления клеток которого вызывает самые большие разногласия. Пока преобладает мнение, что мозг не создает новые нейроны после того, как его структура сформирована. В особенности это относится к обонятельной луковице и гиппокампу, куда откладываются первоначальные впечатления о лицах и местах. Это общее мнение несколько лет назад попыталась оспорить Элизабет Гоулд из Принстона, которая сообщила, что обнаружила новые нейроны в коре головного мозга, и высказала элегантную гипотезу о том, что воспоминания каждого дня записываются на нейронах, появившихся в этот день.
Метод Фризена даст возможность определить возраст всех отделов мозга и увидеть, появляются ли новые нейроны. Пока он проверил методику только на клетках визуальной коры. По его оценке, их возраст соответствует паспортному возрасту человека, и это свидетельствует о том, что в данном отделе коры новые нейроны после рождения не образуются, а если и образуются, то в незначительном количестве. Клетки мозжечка немного моложе клеток коры, и это укладывается в гипотезу о том, что развитие мозжечка продолжается и после рождения, пишет The New York Times. Споры вызывает и вопрос о том, производит ли сердце новые мышечные клетки после рождения. Распространенное мнение о том, что не производит, недавно поставил под сомнение Пьеро Анверса из Нью-Йоркского медицинского колледжа в Валгалле. Фризен установил, что сердце в целом создает новые клетки, но еще не высчитал уровень обновления клеток сердечной мышцы.
Хотя люди могут считать свой организм вполне устоявшейся структурой, его значительная часть постоянно находится в движении: старые клетки уходят, им на смену приходят новые. Как уже говорилось, клетки, выстилающие желудок, живут всего пять дней. Красные кровяные тельца, совершающие путешествие длиной в 1 тыс. миль по лабиринтам системы кровообращения, в среднем живут 120 дней, а потом отправляются на кладбище, в селезенку.
Эпидермис, поверхностный слой кожи, обновляется раз в две недели. Что касается печени, которая выводит из организма растительные яды и лекарства, то ее жизнь в условиях этой химической войны коротка. Печень взрослого человека, по-видимому, обновляется за 300-500 дней, заявил Маркус Громп, специалист по стволовым клеткам печени из Университета Орегона.
Жизнь тканей человеческого организма измеряется годами, а не днями, но и они не вечны. Даже кости претерпевают постоянные изменения. Полагают, что скелет у взрослых полностью меняется каждые 10 лет. По нынешним данным, на протяжении всей жизни нам служат только нейроны, клетки хрусталика глаза и, возможно, клетки сердечной мышцы. Клетки хрусталика формируются у эмбриона, а затем становятся инертными.
Но если наш организм вечно молод и бодр и постоянно обновляет свои ткани, то почему регенерация не длится вечно? Некоторые эксперты полагают, что в ДНК накапливаются мутации, и ее информация постепенно деградирует.
Другие винят ДНК митохондрии, в которой отсутствует механизм восстановления хромосом.
Согласно третьей гипотезе, стволовые клетки, являющиеся источником новых клеток для всех тканей, с возрастом становятся слабыми.
"Гипотеза о том, что стволовые клетки стареют и утрачивают способность производить потомство, находит все больше сторонников", - отмечает Фризен. Он надеется увидеть, замедляется ли восстановление тканей с возрастом, а это может указывать на то, что стволовые клетки являются ахиллесовой пятой, единственным, что препятствует бессмертию, заключает The New York Times.

В зрелом возрасте учатся иначе, чем в юности.
02.09.2005. WWW.INAUKA.RU
Учиться нужно смолоду - эту истину наша сегодняшняя жизнь вынуждена постоянно опровергать. Потому что сегодня учиться приходится всем - и в 20, и в 30, и в 50, и позже. Тем, кто хочет остаться профессионально востребованным. Ведь в любую профессию приходят новые технологии, которые требуют новых знаний и умений. А кому-то приходится полностью перепрофилироваться, поскольку прежняя профессия, которой учили в вузе, уже не кормит.
Проблему обучения немолодых людей пытаются решить специалисты Института когнитивной нейрологии. Они поставили перед собой задачу объективно оценить способность стареющего мозга к обучению. Эксперимент поставили на своих же сотрудниках - от 39 до 59 лет. Им предлагалось усвоить некоторый объем знаний - это был список из 20 пар слов на русском и на иностранном языке. Экспериментаторы оценивали время, за которое испытуемые запоминали весь список. Как и ожидалось, чем старше они были, тем больше времени на это уходило, причем в старших возрастных группах некоторые так и не смогли запомнить весь объем материала. Ученые решили выяснить, чем же эти «неспособные» отличаются от других.
Они записали у испытуемых электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и сравнили ее у "способных" и "неспособных" к полному запоминанию людей одного возраста. Оказалось, что в ЭЭГ у них имеются существенные различия. Во-первых, они касаются основного ритма человеческого мозга при спокойном бодрствовании - альфа-ритма. В то время как "способные" практически все имели хорошо выраженный, устойчивый альфа-ритм, у "неспособных" он был плохо выражен и имел меньшую амплитуду. Такой тип ЭЭГ свидетельствует об активирующем влиянии подкорки на кору и часто встречается при неврозах, астенических состояниях, повышенной тревожности.
Затем физиологам удалось найти различия в частотном составе ЭЭГ - оказалось, что у "неспособных" более медленный так называемый тета-ритм. Частота альфа-ритма тоже отличается - он либо быстрее, либо медленнее, чем у "способных". В ответ на световую вспышку в норме происходит депрессия - подавление альфа-ритма, - которая обычно длится 3-4 секунды, после чего мозг восстанавливается. А у "неспособных" депрессия длится либо слишком долго - до 30 секунд, либо вместо нее происходит десинхронизация.
По-разному мозг испытуемых из разных групп отвечал на умственную нагрузку - обычно при этом также происходит депрессия альфа-ритма. А у большинства "неспособных" умственная нагрузка вызывала не депрессию, а, напротив, усиление альфа-ритма. И еще одно интересное различие. Испытуемых просили отмерить временные интервалы в 5, 10 и 30 секунд, и оказалось, что "неспособные" сильно преуменьшают временные интервалы. Выходит, что заучивание материала идет у них на фоне субъективного дефицита времени, что, конечно, не способствует запоминанию.
Любой из этих признаков отдельно, как подчеркивают исследователи, не говорит ни о какой патологии. Но все они имеют в основе нарушение функции активирующих систем мозга. Хотя ни один из «неспособных» не имел полного набора признаков, у них эти нарушения были выражены гораздо сильнее, чем у "способных".
Но все не так плохо. Вывод, который физиологи делают из своих результатов, внушает оптимизм. Они показали, что неспособность некоторых немолодых людей к полному запоминанию материала - не дефект собственно мышления, а дисфункция активирующих систем мозга. С которой можно бороться. Например, если сама ситуация тестирования вызывает у взрослого обучающегося стресс, его можно заменить самотестированием. При высокой мотивации и развитом в зрелом возрасте чувстве ответственности это не скажется на результате. Иными словами - учиться в возрасте не только нужно, но и можно. Но учить надо по-другому.

Плод не способен испытывать боль?
24.08.2005 Journal of the American Medical Association
Плод не способен испытывать болевые ощущения примерно до 7-го месяца беременности (28-ой недели), так как только к 28 неделе внутриутробного развития формируются структуры головного мозга, отвечающие за восприятие боли, сообщает Associated Press. Группа ученых из Калифорнийского университета (University of California) под руководством акушера-анестезиолога доктора Марка Роузена (Mark Rosen) пришла к этому выводу, изучив многочисленные работы по данной тематике.
Данное заявление подняло новую волну споров по проблеме абортов в США, так как позиция противников этой операции опирается в том числе на тезис о наличии болевой чувствительности уже на 20-ой неделе развития. В настоящее время В Конгрессе рассматривается законопроект, обязывающий врачей информировать женщин, идущих на искусственное прерывание беременности на сроке более 20 недель, о том, что плод уже испытывает боль.
Роузен поясняет, что когда плод отдергивает руку или ногу в ответ на то или иное раздражение - это всего лишь рефлекторная, бессознательная реакция, а болевые ощущения напрямую связаны с наличием сознания, формированием устойчивой связи коры головного мозга и подкорковых центров, а это случается не ранее 28-ой недели.
Противники абортов говорят о предвзятости исследования, а также о том, что плод все чувствует и ощущает не так, как взрослый человек, и к нему выводы о связи болевой чувствительности и сознания не применимы.

Младенцы могут смеяться
19.04.2005. GZT.ru
До последнего времени медики полагали, что новорожденные смеяться могут смеяться и улыбаться до 4-х месяцев. Но японские специалисты из университета Святого Сердца и института по исследованию приматов в Киото (Япония) обнаружили, что новорожденные начинают смеяться уже через 17 дней после рождения. Находка японских ученых заключается в том, что они показали  - новорожденные начинают испытывать и проявлять эмоции значительно раньше, чем считалось до этого.
Вместе с родителями, ученые записывали на видео шестерых младенцев в возрасте от 4 до 87 дней во время сна. В процессе съемок все дети смеялись во сне, кто-то реже, кто-то чаще, но в среднем от одного до четырех раз во время первых двух месяцев жизни.
Тот факт, что младенцы могут беззвучно улыбаться сразу после рождения известен давно, но многие ученые считают, что эти улыбки - просто сокращения лицевых мышц. Это мнение специалистов не позволяло связать эти улыбки с эмоциями.
Что же веселит 17-дневных младенцев, осталось неизвестным, но профессор психологии университета Святого Сердца Киёбуми Каваками сказал, что, возможно, таким способом младенцы проявляют эмоции, как некую реакцию на воздействия внешней среды.

Плод в утробе матери способен плакать, выяснили ученые
10.09.2005 www.likar.info
Американские ученые сумели заметить у плода в утробе матери мимику, похожую на плач. Джанни Джинграс, доцент педиатрии Каролинского медицинского центра в Шарлот (Северная Каролина), в ходе ультразвукового исследование впервые засняла на пленку данное явление, пишет газета La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru).
Малыш шевелится, морщит личико, сводит бровки, и его щечки начинают дрожать, он тяжело вдыхает и выдыхает, потом закрывает глаза, высовывает маленький язычок и сглатывает: одни словом, ведет себя так, как будто бы плачет, продолжает итальянское издание.
Как пишет исследовательница в Archives of Disease in Childhood Fetal and Neonatal Edition, лицевая мимика, соответствующая состоянию плача, была зафиксирована у 10 плодов, начиная с 7-го месяца развития, совершенно случайно - в ходе исследования последствий употребления матерью наркотиков и курения. Плоды "плакали" вне зависимости от воздействия этих веществ. Лицевая реакция, указывает педиатр, вызывалась при помощи безвредных виброакустических воздействий, которым подвергались плоды.
"Эта лицевая мимика, - комментирует Джузеппе Нойя, доцент неонатальной медицины Католического университета Рима, - прекрасно увязывается с нейрофизиологическим развитием ребенка, и это является очень важным открытием, потому что еще раз подтверждает концепцию о том, что плод может испытывать ощущения и что действительно существует эмоциональная память с 5-го месяца беременности, что подтверждено проведенными исследованиями".
На данный момент, напоминает профессор Нойя, у человеческих плодов были отмечены четыре поведенческих состояния, которые можно сравнить с поведением новорожденных. Активное пробуждение, спокойное пробуждение, бодрствование и спокойный сон (предполагается, что в этом состоянии плод даже может видеть сны, принимая во внимание, что были сделаны записи быстрого движения глаз, типичного для сновидений). Но, по утверждению американских ученых, состояние плача никогда не документировалось.
Записи при помощи ультразвука выполнялись на 7-м месяце беременности, затем на 32-й неделе, в 8 месяцев, на 36-й неделе и в 9 месяцев. Сначала за плодом велись наблюдения в течение 20 минут, и на него не оказывалось никакого воздействия. Движения глаз и тела были зарегистрированы в реальном времени, так же как и сердцебиение. Затем наблюдения были повторены, но при этом плод на полсекунды подвергался виброакустическому воздействию с частотой 100 Гц и 95 дб.
"То, что еще до рождения у плода развита чувствительность, было известно давно, – отмечает Джорджио Рондини, директор отделения неонаталогии университета Павии. – Плод слышит музыку, а после рождения узнает ее. Он реагирует на внешние шумы и на шумы материнского организма, на сердцебиение, например. У него есть чувство равновесия и он шевелится в зависимости от движений матери. Американское исследование отмечает изменение выражения: это недовольство, беспокойство".
"Можно ли на основе этого сказать, что он плачет?" - задает вопрос Рондини. И сам отвечает: "Если они видели и слезы, то да".

 1   оглавление   3 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум