н
е
й
р
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 4

 


Как в мозгу "укладывается" память

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Выключатель памяти

МИР  ХИМИИ
Ученые Института физиологии им. А.И.Караева АН Азербайджана выделил из мозга крыс два белка: один из них способствует запоминанию, другой же, наоборот, препятствует. Два эти белка в паре образуют молекулярный выключатель памяти.
Люди, жалующиеся на память, не разделяют это понятие на составные части, поскольку им важен результат - они плохо помнят. А между тем память - это сложный, многоступенчатый процесс.
Сначала новую информацию усваивают, потом она передается в долговременную память, и, наконец, ее надо суметь извлечь оттуда. На любом из этих этапов может произойти сбой, поэтому ученые неустанно исследуют механизмы регуляции памяти, в том числе роль отдельных белков. К сожалению, методы изучения мозговых белков суровы: чтобы их выделить, необходимо снести голову объекту исследования. По сравнению с этой процедурой другая стандартная операция - введение в желудочек мозга под наркозом антител или белков - кажется уже совершенным пустяком. Короче говоря, белки памяти изучают не на людях, а на крысах.
Для исследования крысиной памяти сотрудник института А.А.Месхиев использовал модель пассивного избегания. Животное помещали в светлый отсек экспериментальной камеры. Крысы предпочитают укромные уголки, на свету им неуютно, поэтому они обычно перебегают из светлого в темный отсек. Но там крысу ожидал слабый удар тока, после чего ее возвращали в светлый отсек, откуда и извлекали. Через двое суток крысу опять водворяли в камеру на пять минут и смотрели, заглянет ли она в темный отсек, то есть проверяли, крепка ли у нее память.
Из головного мозга крысы А.А.Месхиев выделил белок, названный им SMP-69. Если заблокировать действие этого белка (ввести в мозг соответствующие антитела), крыса не может запомнить, что темного отсека надо избегать. При этом в ее мозговых клетках идет интенсивный синтез другого белка, так называемой фракции 28. Если ввести в мозг фракцию 28, а затем пустить крысу в камеру, она ничему там не научится. Если же этот белок ввести после сеанса обучения, животное все помнит. Следовательно, фракция 28 блокирует сам процесс запоминания, но не хранение и воспроизведение информации. Два этих белка составляют в паре молекулярный выключатель памяти: при достаточном количестве SMP-69 память в порядке; при его нехватке фракция 28 образуется в избытке и отключает запоминание.
Как не велик соблазн, результаты подобных экспериментов на животных нельзя автоматически переносить на людей. К человеку большая часть информации приходит в виде слов, а механизм словесной памяти иной, нежели запоминание действий и событий. Поэтому пока нет оснований говорить о том, что количество белка SMP-69 влияет на учебу.

Манипуляции с памятью - не фантастика, а реальность.
05.04.02. CNews.ru
Манипуляции с памятьюПочему несколько человек, оказавшихся свидетелями одного и того же события, вспоминают о нем по-разному? Почему существует поговорка "врет как очевидец"? Почему человека может преследовать воспоминание о том, чего на самом деле не было?
Причины ложных или искаженных воспоминаний психологам известны давно. Среди них - и особый склад личности, заставляющий человека замечать одно и упускать из виду другое, и власть стереотипов, отправляющих восприятие по проторенной дороге привычных ассоциаций и наоборот, а также необузданная фантазия и внушаемость...
Ложное воспоминание может сформироваться сразу после восприятия или даже в процессе самого восприятия, а может и через некоторое время, когда сознание случайно оживит событие перед мысленным взором или намеренно вызовет его из глубин памяти. Чем больше времени пройдет от события до момента воспоминания о нем, тем больше риск искаженного воспроизведения этого события в памяти из-за наложения новых впечатлений и переживаний, оставивших след в личности воспоминающего. Ф. Ницше в связи с этим отмечал, что "драму воспоминания ставил уже другой режиссер, не тот, который руководил постановкой восприятия". О психологических причинах ложных воспоминаний немало писал и Фрейд. Вся его знаменитая теория забывания, изложенная в "Лекциях по введению в психоанализ", в сущности, посвящена этой проблеме. Но ни Фрейд, ни его последователи не подозревали, что, кроме психологических причин, у ложных воспоминаний есть еще и чисто физиологическая основа. Это стало ясно совсем недавно в результате работ Надера (K.Nader) и Шaфe (G. Schafe), опубликованных в журнале "Nature". Тем не менее, как у каждого открытия, у него есть своя история и предыстория.

Предысторию мы находим в трудах невропатологов XIX века, которые описали во всех подробностях, как люди, перенесшие сотрясение мозга или психический шок, теряют память о тех событиях, что непосредственно предшествовали роковому событию. Иногда забвение охватывало у испытуемых более длительный период. Но с течением времени период "провала в памяти" сжимается во времени, и невспоминаемым остается лишь небольшой отрезок, непосредственно примыкавший к тому мигу, когда человек потерял сознание.
В 50-60-е годы прошлого века начались исследования по биологическим основам памяти. Биологи, пытаясь понять механизмы памяти, вырабатывали у подопытных животных простые навыки, а затем проверяли прочность выработанного навыка, воздействуя на них электрошоком, который стирал непрочно усвоенные навыки. Этот эксперимент позволил установить, сколько времени понадобится для прочного запоминания навыка (т.е. настолько прочного навыка, что электрошок его не стирает). Возникли представления о кратковременной памяти, которая может быть непрочной и легко стираемой, и о памяти долговременной, которую никакой шок не в состоянии отшибить. Возникло и понятие о консолидации следов: у тех, кто не помнит, что было непосредственно перед шоком, следы воспринимаемого не успели консолидироваться. Каков же механизм этой консолидации? Биологи пришли к гипотезе, что в мозгу, в нейронных контурах, по которым циркулируют электрические импульсы, несущие в себе закодированную информацию о воспринимаемом, происходит синтез белков, т.е. память имеет молекулярную природу. Тогда же обнаружилось, что некоторые химические вещества действуют на память подобно электрошоку. Они мешают вспоминать то, что без них вспоминается без всякого труда, но их действие видно лишь в масштабах целого мозга, а на что именно они действуют в клетках, оставалось неясным.
Эксперименты, которые были поставлены современными исследователями природы памяти, используют некоторые методологические подходы, похожие на те, что делались предшественниками, однако последние достижения молекулярной и клеточной биологии позволили ученым найти химические механизмы управления памятью.
Эксперимент проводили следующим образом. Для начала у подопытной крысы вырабатывали простейший рефлекс страха или, как говорят физиологи, "рефлекс избегания". Крыса, сновавшая по клетке, слышит неожиданный звонок и одновременно ощущает лапками несильный удар тока. При следующем звонке она уже в страхе застывает. Она боится очутиться на том месте, где ее ударило током. Исследователям известно, что страх запечатлен у крысы в маленьком отделе мозга, именуемом миндалиной. Миндалина ведает эмоциями. Ученым удалось установить, какие отделы миндалины участвуют в формировании эмоции страха. Дальнейшие эксперименты показали, что если в миндалину ввести анизомицин (вещество, блокирующее синтез белка) в короткий промежуток времени после формирования условного рефлекса, то страх в долговременную память перейти не успеет и крыса при звонке не оцепенеет, а, как ни в чем не бывало, ступит на опасный участок пола и получит удар током. Но если инъекцию сделать, скажем, через 6 часов, мозг успеет синтезировать новые белки, консолидация следов воспринятого состоится, и крысу на опасный участок уже ничем не заманишь. В течение 6 часов память, как говорят ученые, остается лабильной - открытой для всевозможных манипуляций. Прошло 6 часов - она консолидируется ("затвердевает").
Затем ученым пришла новая мысль - проверить воздействие различных факторов на устойчивость "консолидированной" памяти. Для этого пришлось модифицировать эксперимент.
Сначала все идет по традиционной схеме: у крысы вырабатывается связь: "звонок - электрический шок". Затем экспериментаторы выжидают не 6, а 30 часов, чтобы страх утвердился в крысином мозгу надежно и прочно. Затем они включают звонок, чтобы оживить у крысы ужасное воспоминание и сразу вводят ей в миндалину вещество, блокирующее синтез белка. Как подействует в этом случае блокатор на усвоенный урок? Ранее исследователи полагали, что сформированную связь "звонок - электрический шок" простым введением инъекции анизомицина нарушить невозможно, однако новая серия экспериментов, где звонок вызывает воспоминание, а затем сразу же вводится блокатор синтеза белков, показала, что при таком воздействии блокатор разрушает "консолидированную" память. Это означает, что воспоминание о страхе, вызванное звонком, каждый раз приводит к необходимости синтезировать белки, которые вновь закрепляют эту негативную эмоцию. Таким образом, у ученых появился инструмент воздействия на сформированный, казалось, навечно условный рефлекс страха. Вскоре вместо того, чтобы замереть в ужасе при звуках звонка, крыса просто реагирует на него - останавливается и с любопытством осматривается. Ее память лабильна и открыта для любых воздействий. Звонок так звонок. Бояться нечего...
Подобные эксперименты - это всего лишь первый шаг в новом направлении. Еще неизвестно, можно ли будет так манипулировать памятью на другие впечатления, или дело ограничится одной лишь памятью на эмоциональное переживание страха. Не совсем понятно также, зачем в ходе эволюции у животных появилась возможность корректировать свои воспоминания. Впрочем, можно предположить, что если память будет состоять лишь из застывших впечатлений, ей труднее будет воспринимать новую информацию. Иногда полезно помнить об опасности, а иногда - не вспоминать о ней.
Это открытие, сделанное Надером и Шафе, вызвало интерес у исследователей, связанных с медициной. Результаты их опытов могут вызвать к жизни новое направление в лечении душевных болезней. Пациенты, страдающие от навязчивых и ложных воспоминаний, порожденных больной фантазией, а также от всевозможных фобий, могут освободиться от них, просто-напросто стерев их из своей памяти с помощью блокаторов белкового синтеза, которые введет им врач в нужный момент.

Тайна человеческой памяти разгадана?
13.05.2002 Membrana
Исследователь Джон Харт (John Hart) опубликовал в издании Proceeding of the National Academy of Science (USA) доклад, в котором изложил довольно любопытные данные, проливающие свет на природу человеческой памяти и процесс её деградации.
Харт проанализировал память с точки зрения электрических ритмов, и пришёл к выводу, что объекты в нашей памяти «сохраняются» в своём контексте: к примеру, вспоминая собаку, вы вспоминаете её запах, издаваемый ею звук, кличку и то, как эта собака выглядела. Это обусловлено тем, что память задействует различные зоны мозга, отвечающие за разные уровни восприятия и координирующие различные органы чувств.
Удалось зафиксировать сам процесс "припоминания". Оказалось, что объединяющим разные части мозговых центров в процессе воссоздания образа является таламус (thalamus). Мозгу гораздо проще и удобнее синтезировать разноплановую информацию, исходящую из разных центров, а не хранить образ единым "блоком-кирпичом".
По мнению Харта, чётко и ёмко вспоминаемый образ — результат синхронизированной работы различных мозговых центров. Упрощённо говоря, беспрепятственное прохождение электрического импульса — залог того, что называют "хорошая память". Поэтому "короткое замыкание" — несинхронная работа центров — может приводить к выпадению некоторых фрагментов образов. Так, типичный пример несинхронной работы импульсов и дефекта в работе таламуса — «забывание» названия объекта: "Ну этот.. ну как его...э... ну ... с горбами.... ну он ещё в пустыне живёт".
Согласно теории Харта, пациенты с болезнью Альцгеймера отнюдь не теряют память. Все "шаблоны" всё ещё хранятся в сознании больного, но они становятся недоступными для таламуса. Они словно закрыты в сейфы, ключ от которого утерян.
Исследование Харта имеет большое значение. Если версия о непосредственной связи электрических ритмов с памятью подтвердится, возможно, со временем, будет найден ключ к так называемым старческим болезням, большинство которых сопровождается резкими ухудшениями памяти.

Мозг может передавать функции памяти из поврежденных отделов коры на неповрежденные участки
13.09.2002. SciTecLibrary.ru
Люди, перенесшие умеренную или тяжелую травму головного мозга, могут восстановить часть их функции памяти за счет того, что мозг использует дополнительные участки коры и передает им эти функции, согласно новому исследованию, результаты которого опубликованы в августовском выпуске журнала Neurology, Neurosurgery and Psychiatry.
Исследование, проведенное во главе с ученым Брайеном Левином из Ротмановского Исследовательского Института в Центре по уходу за пожилыми людьми Байкрест, заключалось в изучении функциональной работы мозга двух групп взрослых: 6 из которых четырьмя годами ранее перенесли среднюю или тяжелую травму головного мозга и смогли восстановить за это время его работу, и 11 здоровых людей, не перенесших травму мозга, и которые соответствовали первой группе пациентов по уровню образования и возрасту.
Две группы выполняли тест на запоминание, который включал показ перед ними в течение нескольких секунд на экране монитора пар слов. После этого испытуемым показывали первое слово каждой пары и просили вспомнить второе слово словосочетания, которое они видели ранее на экране монитора. В то время как они пытались вспомнить эти слова, их активность мозга фиксировалась с помощью эмиссионной позитронной томографии.
После сравнения результатов томограмм этих двух групп, выяснилась удивительная особенность человеческого мозга, о которой раньше не предполагали. Люди, перенесшие ранее травму мозга, как ни странно, показали большие области активации лобных и затылочных частей коры головного мозга, работающих при задействовании памяти человеком, чем те люди, чей мозг не был травмирован. Эта повышенная активность имела место даже у тех испытуемых, мозг которых ранее был травмирован, чья деятельность мозга была уже полностью восстановлена и они считались полностью выздоровевшими. Большие области активизации отражают реорганизацию функциональной работы мозга, которая, вероятно, произошла спустя недели и месяцы в течение периода восстановления у этих пациентов поврежденных функций мозга.
Результаты этого исследования, проведенного доктором Левином и его командой, дают более обнадеживающую картину, относительно медицинских прогнозов последствий травм головного мозга.
"Мозг - это особлюди одной расы "на одно лицо" для человека другой расын, который может компенсировать повреждение своих тканей, подключая новые системы, чтобы исполнять те же самые задачи в области памяти", говорит доктор Левин. "Главная цель клинического исследования состоит в том, чтобы найти новые пути усиления этих процессов регенерации, идущих в поврежденном человеческом мозге, путем поведенческого воздействия и путем использования лекарственных препаратов. При исследованиях подобных этому, можно отследить эти изменения и понять, почему у некоторых пациентов наблюдается хорошее восстановление функций мозга, а у других нет."

Таблетки на основе белка в мозге могут улучшить память .
10.01.2004. Independent
Профессор Бонни Файрстайн (Bonnie Firestein) и её коллеги из университета Рутгерс (Rutgers State University) выяснили, каковы функции химического белка под названием ципин (cypin). Оказывается, он стимулирует рост нервных клеток и формирует связи между клетками мозга.
Подражая естественному белку, исследователи планируют на основе ципина создать таблетки, улучшающие память человека. Кроме того, "открытие ципина и понимание механизма его работы может способствовать появлению новых методов лечения серьёзных неврологических расстройств", — считает профессор Файрстайн.
Впервые ципин был идентифицирован у людей в 1999 году, но только сейчас стало ясно, что он присутствует в мозге, как активный фермент. Дальнейшие исследования должны объяснить, как формируются и хранятся наши воспоминания.

Электронная шина данных в мозге человека оживляет воспоминания
22.10.2004. Membrana
Небольшая часть мозга, гиппокамп, не хранит непосредственно воспоминания, но без её нормальной работы человек не может запомнить никаких новых вещей. Специалисты по биоинженерии приступили к амбициозному проекту — созданию электронного гиппокампа для замены повреждённого.
Гиппокамп занимается перекодировкой информации в краткосрочной памяти человека для её последующей записи в долговременной памяти.
Проводя аналогию с компьютером, можно сказать, что гиппокамп — это микросхемы северного и южного мостов, а также — их шины данных, связывающие между собой центральный процессор, оперативную и постоянную память.
Эта область мозга нередко повреждается при травмах, эпилепсии, различных заболеваниях, типа болезни Альцгеймера, наконец — начинает плохо работать в старости.
Понятно, что с отказавшим гиппокампом на память рассчитывать не приходиться. Между тем, нет никаких клинических методов лечения такого недуга.
Теодор Бергер (Theodore Berger), директор Центра нейроинженерии (Center for Neural Engineering) университета Южной Калифорнии (University of Southern California) полагает, что спасение к подобным больным придёт не от медицины, а от биоинженерии.
Он намерен создать микрочип, который, будучи внедрённым в мозг, мог бы выполнять функции гиппокампа.
Самое интересное, что мы так доподлинно и не знаем, как работает наша память. То есть, знаем уже немало, но не знаем — намного больше. Как же в таком случае вмешиваться в столь тонкий процесс?
Авторы проекта говорят, что тут есть обнадёживающие моменты.
Учёные не в состоянии узнать, какие нейроны, и каким образом кодируют в воспоминаниях человека "лицо любимой бабушки". Но зато биологи могут вычислить, какие логические преобразования с нейронными сигналами выполняет гиппокамп.

Мозг на всегда "записывает" все привычки
27.11.2004. KM.RU
Наверное, каждый из нас знает о том, что от старой привычки избавиться практически невозможно. И, оказывается, этот феномен имеет вполне четкое научное обоснование.
Изучая механизмы запоминания информации, ученые из Университета Св. Луиса в Вашингтоне обнаружили, что при первичном запоминании некоторых сведений головной мозг работает не так, как при попытках изменить уже известную для человека информацию. Так, оказалось, что если у человека вырабатывается определенная ассоциация (например, слово "чашка" ассоциируется у него со словом "кофе"), а затем он пытается изменить ее (например, заменить "кофе" на "чай"), то эта новая связь не заменяет предыдущую, а как бы наслаивается на нее без "стирания" информации. Как следствие, при появлении малейшего стимула старая ассоциация (то есть старая привычка) возвращается.

Найден источник старческой забывчивости
06.05.2004. Медафарм
Для многих людей забывчивость одна из самых неприятных сторон старости. В статье недавно опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences содержатся данные о специфической части головного мозга, которая ответственна за забывчивость.
Доктор Scott A. Small из Колумбийского университета при помощи магниторезонансного исследования обнаружил, что у старых животных (обезьян и крыс) снижается кровоснабжение определенного участка мозга (так называемая зубчатая извилина).
Ученые считают, что эта зона мозга наиболее чувствительна к процессам старения и поражается не только при "нормальном старении", но и при болезни Альцгеймера.

Феноменальная память страдает забывчивостью
22.08.2005.  IsraBlog
В Оксфордском университете состоялся необычный чемпионат мира. Спортсмены, среди которых — профессора старейших британских вузов, выясняли, у кого самая лучшая память. Это похоже на репетицию цирковых артистов. «Когда я жонглирую, то концентрируюсь, использую оба полушария своего мозга. Доказано, что таким способом можно на пятнадцать процентов улучшить свои показатели в учебе», — говорит участник чемпионата Флориан.
Но выражения лиц участников, и атмосфера такие же, как на серьезном экзамене. Они играют, чтобы сосредоточиться, а затем запоминают бесконечные вереницы чисел, сотни имен, лиц и исторических дат.  Чемпионат и проходит в экзаменационных классах Оксфордского университета. Самый сложный этап — нужно запомнить колоду карт, а затем — через пять минут — собрать точно такую же. Мировой рекорд — 32 секунды.
Мозг — это как мышца, его нужно постоянно тренировать. По мнению организаторов соревнований, обычный человек использует лишь один процент от возможностей своего мозга. Но КПД серого вещества можно увеличить как минимум в десять раз.
Себя они называют — «mind athlets». Это нечто вроде «атлеты разума» или «спортсмены-мозговики». Из инвентаря на столах — только беруши или наушники из стрелкового тира. Разрешены талисманы, легкий допинг в виде банана. Больше ничего.
Самый впечатляющий рекорд поставил доктор Карстен из Германии. За час он запомнил число, состоящее из 1949 знаков. Чемпионом мира стал его любимый ученик Клеменс Майер. «В обычной жизни я такой же забывчивый, как и все. Могу ключи забыть, телефон, — сказал Клеменc. — Но когда сосредотачиваюсь, запоминаю все. Мне это очень помогло на выпускных экзаменах».
«На ближайший год бесспорные лидеры в этом виде спорта — немцы. Они взяли и „золото“, и „серебро“, и „бронзу“. Но китайцы тоже серьезные претенденты на будущую победу», — подчеркнул организатор чемпионата Тони Бузан.

Американские ученые создали таблетку, которая улучшает память
13.05.2005. ГАЗЕТА.GZT.ru
Лекарство под рабочим названием CX717 относится к так называемым ампакинам. Принцип его действия основан на повышении содержания в мозге глутаминовой кислоты, которая помогает запоминанию и обучению.
В Британии испытания препарата были проведены на 16 добровольцах, которых лишили сна. У испытуемых после приема таблетки улучшились внимание и эффективность работы мозга.
Создатель препарата, доктор Гари Линч из университета Калифорнии рассказал журналу "Нью сайентист", что лекарство может быть использовано для устранения последствий смены часовых поясов при перелетах и лечении болезни Альцгеймера. Фармацевтическая компания Cortex полагает, что CX717 сможет стать препаратом для лечения нарколепсии (излишней сонливости в дневное время) и дефицита внимания с гиперактивностью (состояния, затрудняющего способность детей к концентрации). Кроме того, лекарство может приниматься и здоровыми людьми в качестве стимулятора мозговой деятельности.
Однако перед тем, как оно появится в продаже, препарату необходимо пройти еще ряд клинических испытаний.
Этот препарат улучшает связи между нейронами. Когда человек устает, эта связь ухудшается. А лекарство делает ее более эффективной. Гари Линч полагает, что побочных эффектов у препарата нет. Поскольку он не является физическим стимулятором вроде амфетаминов, потребляющий его не теряет способность ко сну.
В ходе испытаний в Британии добровольцы-мужчины в возрасте от 18 до 45 лет после ночи нормального сна проходили целый ряд тестов на внимательность, память, время реакции и так далее.
В 11 часов вечера они принимали либо плацебо, либо препарат, а ночью проходили новые тесты. Добровольцы, принимавшие ампакин, показали гораздо лучшие результаты, чем те, кому досталось плацебо.

Найдены нейроны мозга, отвечающие за пристрастие к кумирам
23.06.2005. New Scientist
Нейрофизиологи объяснили, почему одни люди с маниакальной настойчивостью пересматривают ситком "Друзья", а другие подобные чувства испытывают лишь при виде своей машины или бабушки. Все дело в одиночных нейронах головного мозга, которые управляют человеческим восприятием.
Эти нейроны, как выяснилось, позволяют запоминать информацию, используемую при накоплении опыта, который позволяет нам отличать один однотипный объект от другого.
Подтверждение этой гипотезе неожиданно нашла недавно группа американских и британских ученых, которые попытались выявить механизмы функционирования одиночных нейронов в областях мозга, отвечающих за память. В результате экспериментов подтвердилось, что одиночные нейроны кодируют так называемый "визуальный стимул" у человека.
"Для вещей, которые вы видите снова и снова - семья, бойфренд, знаменитости - ваш мозг формирует модели и определенным образом на них реагирует. Эти нейроны очень специфичны, гораздо в большей степени, чем некоторые думают", - говорит один из исследователей, Кристофер Кох из Калифорнийского технологического института в Пасадене.
Еще в 1960-х годах нейрофизиолог Джерри Леттвин предположил, что у людей есть нейроны, которые реагируют только на определенный концепт, например, на собственную бабушку. Эти гипотетические гиперчувсвительные нейроны получили название "клетки бабушки", но психологи тогда стразу же отвергли эту гипотезу как примитивную.
Однако совсем недавно Родриго Кирога из Лечестерского университета в Великобритании и его коллеги обнаружили клетки мозга, поразительно напоминающие "бабушкины". Ранее у одного человека они обнаружили нейрон, который реагировал только на фотографию бывшего президента США Билла Клинтона, а у другого - только на изображения группы "Битлз". Были необходимы дальнейшие исследования, поскольку, если такие "бабушкины клетки" все же существуют, то они должны реагировать на "концепт" Билла Клинтона, а не только на его изображения.
Для дальнейших исследований были привлечены восемь пациентов, проходящих в то время лечение от эпилепсии. Чтобы локализовать участки мозга, отвечающие за их припадки, к мозгу пациентов подсоединили около 100 крохотных электродов.
Вначале каждому из испытуемых показали на экране от 71 до 14 изображений известных людей, мест и продуктов питания. Исследователи измеряли при этом электрическую активность нейронов. Из 993 нейронов, подвергавшихся проверке, 132 отреагировали по крайней мере на одно изображение.
Затем испытуемым показали от трех до семи разных изображений тех персонажей, на которых отреагировали те 132 нейрона. Например, одной женщине показали 7 различных изображений Дженнифер Анистон (героиня ситкома "Друзья"), перемежая их с 80 изображениями животных, строений или других знаменитостей, например, Джулии Робертс. Нейроны практически игнорировали все остальные фото, зато стабильно реагировали каждый раз, когда на экране появлялась Анистон.
Такие же результаты были получены при эксперименте с другой женщиной, нейрон которой "опознавал" Хелли Берри (известная киноактриса, обладательница Оскара и самая сексуальная женщина 2003 года) в любом виде - в том числе, ее графический портрет и даже просто написанное от руки ее имя. "Нейрон реагирует на "концепт", абстрактную единицу Хелли Берри", - говорит Кирога. "Мы показывали также ее изображение в костюме "женщины-кошки", где ее практически не видно из-за маски. Но поскольку она знает, что это Хелли Берри, соответствующий нейрон ее мозга реагирует".
Эти привязанные к объектам нейроны могут лежать в основе модели механизма памяти, говорит Чарлз Коннор, нейрофизиолог из Университета Джона Хопкинса, США. "Я думаю, что этим данные исследования и интересны. Мы имеем дело с серьезной трансформацией метрических визуальных форм в концептуальную информацию, связанную с памятью. Именно такая информация лежит в основе нашей способности понимать мир. Недостаточно увидеть что-то знакомое и узнать это. Дело в том, что вы вводите визуальную информацию в сложную схему памяти, которая ее распознает".

Человеческая память работает не по-компьютерному
29.06.2005. www.sciencedaily.com
Майкл Спиви (Michael Spivey), психолог из университета Корнелла (Cornell University), провёл опыты, показавшие, что популярная даже среди учёных аналогия между работой мозга и компьютера — в корне неверна.
"В течение десятилетий наука рассматривала умственные процессы как передачу дискретных "пакетов" информации строго по прямой — от одного познавательного "модуля" до следующего, в виде вереницы индивидуализированных двойных символов, словно в компьютере, — рассказал Спиви.
— Теперь растущее число исследований, типа нашего, поддерживает подход к разуму, как к динамической системе. То есть, в этой модели восприятие и познание математически описаны как непрерывная траектория через многомерное пространство интеллекта; активация нервов гоняет поток информации назад и вперёд, придавая нелинейные свойства системе, обеспечивая её самоорганизацию".
Собственно, опыт заключался в том, что 42 студента должны были кликать мышкой на одну из картинок, в зависимости от того, какой предмет называл учёный.
Когда студенты слышали слово, к примеру, "свеча" (candle) и смотрели на две картинки, названия которых не были близки (типа свечи и жакета), траектории движений мыши были прямые и вели сразу к свече.
Но когда студенты слышали "свеча" и видели две картинки с созвучными названиями (свеча и леденц — candy), они медленнее выбирали правильный объект, а траектории мыши были намного более изогнуты.
Спиви сообщил, что слушатели начинали обрабатывать информацию прежде, чем произносилось полное слово.
"Когда возникала двусмысленность, участники опыта короткое время не знали, какая картинка была правильной. Несколько дюжин миллисекунд они (сознание, память) были в нескольких состояниях сразу, — пояснил психолог. — Они не двигались сначала прямо к одной картинке и затем не исправляли их движение, если понимали, что ошиблись. Нет, вместо этого они путешествовали через некую промежуточную "серую" область".
"Степень искривления траектории показывает, насколько один объект конкурирует с другим за интерпретацию услышанного; кривая показывает непрерывное соревнование. Испытуемые "составляют" из частично слышимых слов оба пути, и их разрешение этой двусмысленности было постепенным, а не дискретным", — добавил учёный.
Метафора "мозг-компьютер" описывает познание как набор данных в дискретном состоянии — "включено — выключено".
Но человек (точнее — некий процесс, отвечающий за работу памяти) может быть частично в одном состоянии, частично — в другом, и затем, в конечном счёте, стремиться к единственной интерпретации входящей информации.

 1    2    3   оглавление   5    6    7    8 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум