клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9

2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Первая глава
Десятая часть

Для современной науки изучение частей является, в конечном счёте, единственно возможным путём изучения целого.
Но если понять, что любая доступная научному исследованию "часть" сама по себе является "целым" по отношению составляющим ее "элементам", а "элементы" в свою очередь... то мы имеем неизвестной длины череду "новых" данных.
"Элемент" всегда "новый" уже только потому, что он не существует для исследователя "целого" до момента разделения этого "целого".
И чем искусней наука в разделении "целого" на части тем больше и больше она получает "новых" "частей-элементов".
Но часть вне целого - уже не часть, а иной объект, т.к. в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства. Между частями целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей - структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п.
И что в этом путешествии "новое"?

Понятие "Связь" принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых связей начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ связи причины и следствия - универсальной связи явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

Но понятие "Связь" одно из самых загадочных понятий.
Если с "частями" каждый из нас знаком  через опыт повседневной жизни то "связь" нами никак не фиксируется.
Например, мы соединили проводами монитор и системный блок.
В таком случае мы получили систему (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - "два ящика соединены проводом".
В этой системе все составляющие принадлежат к одному уровню "вещей" - провод, ящики.
И мы способны эти "вещи" видеть, трогать.

Вещи обладают относительной независимостью и устойчивостью существования.
Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками.

Но как только наша система получит контакт с другим уровнем (не "вещью") - "электричеством" то функциональные и качественные характеристики системы изменятся, а структура и количество не изменятся (о сгоревшем мониторе лучше не вспоминать).
Если мы имеем дело с "функциональной системой" то нам важна не сама система, а ее функция (лат. functio - исполнение, обязанность, круг деятельности).
Но функциональность не возникает пока в "систему" не будет введена "связь", имеющая "новые" характеристики.
Поэтому Функциональная система - это совокупность взаимодействующих элементов (частей), имеющую входы и выходы для обмена со средой веществом, энергией, информацией.

Так как дальше мы будем рассматривать именно "функциональные системы" то необходимо прояснить исходные моменты.

1. Веществом мы называем неизвестные нам элементы (элементарные частицы) объединенные в структуру, проявляющуюся своими свойствами.
Свойство выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое свойство относительно: свойство не существует вне отношений к другим свойствами и вещам.
Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества.
Качество - свойство, специфика, «как» и «что» вещи;
обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие РЕАЛЬНОСТИ, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно.
Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида.

Таким образом, мы имеем:
Первоначальная Реальность Качество Свойство Вещество

2. Энергия (от греч. energeia - деятельность) - это все, что имеет вид силы; способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon).
Сила - это способность изменять, величина, являющаяся мерой действия на данное материальное тело других тел.
Способности, как условия успешного осуществления деятельности.
Действие - это то, что вызывает изменение.
Изменение - превращение в другое, переход из одного качественно определенного бытия в качественно другое определенное бытие.

Таким образом, мы имеем:
Сила Способности Действие Изменение  Энергия

3. Информация (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) - это обозначение содержания.
Значение - это содержание, связываемое с предметом, явлением, действием.
По Сартру, "значение" это «посредник между присутствующей вещью, которая является носителем значения, и отсутствующим объектом, на который указывает значение» («Baudelaire», 1947).
Каждое сказанное слово дает возможность судить о том, что имеет в виду говорящий, т.е. что означает данное слово (при учете всех обстоятельств).
Содержание представляет  свойства.

Таким образом, мы имеем:
Свойство Содержание Значение Информация

В итоге мы имеем комплексы, а не отдельные проявления "Информация", "Энергия", "Вещество".
Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) сочетание, образующее одно целое.
Сочетание чего?
У современной науки ответа нет.
Более того - в реальности, которую рассматривает  современной наука, эти комплексы проявляются только в составе уже существующих и функционирующих систем.
Это всегда проявление (часть) чего-то (целого) и сами по себе эти комплексы науке не известны.

И современное познание пытается, пытается, пытается... разрешать известный познавательный парадокс: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого?
Возможно ли осуществлять познание Части и Целого одновременно?

Да возможно!
Если понять то, что:
1. каждая "часть" не существует сама по себе и ее определение (понятие) фактически является - "Фикцией";
2. каждая "часть" неся характеристики всех частей (целого) фактически является - "Фантомом";
3. "Фантом" может проявляется в разных реальностях и являться материалом восприятия.
4. "Фикция", по своей сути, всего лишь инструмент осмысления и не имеет реальных характеристик.

Рассматривая комплексы - "Информация", "Энергия", "Вещество" видно, что взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а каждый элемент связи, хотя и является условием другого и обусловлен им, представляет собой определенную реальность.

Реальность
(благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.
Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.

Таким образом, мы имеем пространственно-временные движения двух направлений :

1. Вещество - Энергия - Информация
Первоначальная Реальность - Качество - Свойство - Сила - Способности - Действие - Изменение - Свойство - Содержание - Значение - Информация

2.  Информация - Энергия - Вещество

Информация - Значение - Содержание - Свойство - Изменение - Действие - Способности - Сила - Свойство - Качество - Первоначальная Реальность

На основе вышеизложенного 5 «слоев бытия» Аристотеля,
 - (низший (неорганический слой) - материя (Hyle),
 - высший - дух;
 - между ними расположены вещи,
 живые существа (органический слой) и
 душа),
представляют собой разные "реальности" единого процесса.

Таким образом, когда говорится о пяти уровнях организма человека
 ( - минеральный,
 - клеточный,
 - организменный,
 - интеллектуальный,
 - общественный)
то имеются в веду не только "частицы"
( - атомы, молекулы;
- органы (сердце, легкие, почки и т.д.;
- чувства, мысль, идеи;
- объекты окружающей и внутренней среды).

Если помнить, что Реальность (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность,
то рассматривание "уровней" как проявления "частиц" оправдано.
Но только на начальном этапе обучения.

Реальное бытие Ученика "имеет пространственно-временной характер" сформированный его возможностями восприятия.
Здесь мы подошли к ключевым моментам - к понятиям "Энергия", "Пространство", "Восприятие".

1.  Одиннадцатая часть

Энергия (от греч. energeia - деятельность) - в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения.
Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до сер. 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением.
В любой замкнутой системе справедлив закон сохранения энергии, согласно которому энергия системы не исчезает и не возникает “из ничего”: она лишь переходит из одного вида в другой. Если система не замкнута, то ее энергия может изменяться за счет получения энергии извне или передачи системой энергии окружающей среде.
Закон сохранения энергии был развит в «закон энергии-массы», согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (E = mc2).

Здесь уместно отметить, что
1. "Замкнутых систем" не бывает - это фикция.
Если знать что "частица" при более тонком рассмотрении предстает как "система", а ее составляющие "части" в свою очередь вполне могут сами быть не "элементарными частицами", а уже "системами другого уровня" (подсистемы) то понятно что "замкнутость" может касаться только каких-то определенных "уровней-параметров" но не всей системы.

2. Современная наука о самой "энергии" ничего не говорит (но успешно изучает ее проявления на уровне "частиц").
По этому поводу можно напомнить первую фразу из китайского трактата V-III в.в. до н.э. - "Дао дэ цзин"
ДАО
КЭ
- проявление, бытие, может быть.
ДАО
ФЭЙ
- не есть (отрицание),
ЧАН - истина, вечное, постоянное.
ДАО
Фактически мы имеем - А
проявленное как Б   не есть А.
И современная наука рассматривает различные формы лишь проявления энергии (состояние Б): механическая, электромагнитная, ядерная и др. Это подразделение до известной степени условно. Так, химическая энергия складывается из кинетической энергии движения электронов и электрической энергии взаимодействия электронов друг с другом и с атомными ядрами.

Таким образом
- научное понятие "Энергия" - фикция (предположение, невероятность, даже невозможность) - А не равно Б;
- сама "Энергия" может проявляться, быть воспринята и переживаться и следовательно - фантом.

В этом смысле становится более понятной популярная фраза: "В природе энергия не возникает из ничего и не исчезает; она только может переходить из одной формы в другую".
И если вспомнить (вторая часть этой статьи) что термин "Форма" (лат. forma) - имеет двойной смысл:
1. проявленная структура системы - "прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания";
2. системообразующий фактор - в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений;
то под "переходом из одной формы в другую" имеет смысл понимать как взаимодействие системы одного уровня  с системой другого уровня.

Переход зависит от "Энергии связи" - как разности между энергией связанной системы частиц (подсистем) и суммарной энергией этих частиц (подсистем подсистемы) в свободном (?) состоянии.
Но если "частица в свободном состоянии" это уже двойная фикция (такого в природе не может быть - "частица" и "свободное состояние" относительны и существуют только как предположения) - то "разность" и "связь" существуют повсеместно.
Везде где есть энергия есть "разность" (разность потенциалов) и "связь" (воздействие).
И фактически "Энергия" - это воздействие систем разного уровня друг на друга.

Осталось только рассмотреть понятие "Воздействие" но этого термина ни в одном словаре найти не удалось, а психологическое определение: "Воздействие - это действие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, что-либо с целью добиться определенного результата" - здесь рассматривать преждевременно.

1.  Двенадцатая часть

Функционирование (и развитие) системы возможно если в своем составе система имеет :
1. "Элементы" - подсистемы;
2. Единую "Управляющую структуру" - системообразующий фактор;
3. Возможность обмена со средой (внутри системы и внутри ее) веществом, энергией, информацией.

Функционирование сформировавшейся системы происходит на двух уровнях:
1. Управление использует фикции;
2. Элемент (подсистема представленная как "целое") являются фантомом и использует "данности".

Данное
- это нечто, существующее без нашего содействия как факт.

Факт
(от лат. factum - сделанное, свершившееся) - 1) событие; фактический - действительный.
2) сделанное, совершившееся; находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим.

Таким образом переживая События-Факты Элемент изменяется.
Управляющая структура получает сигнал о том что элемент изменился.

Таким образом, мы имеем:
Элемент - это
Событие-Факт
изменение Сигнал
Управляющая структура - это
Сигнал прием сигнала определение характеристик сигнала определение значимости сигнала Понятие

Фактически здесь мы наблюдаем переход
Событие-Факт Сигнал Понятие (этот термин будет рассматриваться в следующей главе)

Таким образом
Управляющая структура - это одна реальность (Понятия), а Элемент (подсистема представленная как "целое") реальность другая (Событие-Факт).

Но Переход между реальностями совершает только СИГНАЛ (от латинского signum – знак), знак,  несущий сообщение (информацию) о каком–либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, оповещения и т.д.

Таким образом, Функциональная система - это:
- Элемент
входящий Сигнал Событие-Факт исходящий Сигнал
- Управляющая структура
входящий Сигнал Понятие исходящий Сигнал

Но так как "Элемент" - это в свою очередь так же "Система" то картина Функциональной системы сложней:

- Управляющая структура

Внешний входящий Сигнал
         
Понятие
         
Внутренний исходящий Сигнал

- Элемент (подсистема)

         
Внутренний входящий Сигнал
         
Событие-Факт

         
Внутренний исходящий Сигнал

- Управляющая структура

         
Внутренний входящий Сигнал
         
Понятие

         
Внешний исходящий Сигнал

Здесь видно, что
Управляющая структура формирует исходящий Сигнал на основе Понятия, а
Элемент
(подсистема) формирует исходящий Сигнал на основе События-Факта.

Следовательно системе, для правильного функционирования,  необходимы
- Сигнал, правильно отражающий Событие-Факт;
- Механизм правильного формирования Понятия.

Такого механизма у современной науки нет!
Поэтому еще в 4 в. до н.э. Аристотель, признавая значение опыта, не считал его главным критерием достоверности знания и отдает первенство сверхчувственной реальности (тому, что лежит «позади» природы, но само по себе является первым).

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9

2.1 - 2.3
2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -