клуб бронникова
galactic.org.ua
обучение

Теоретическая база 1-й ступени

Методологический совет Клуба Бронникова
Галактического колледжа
Киев 04.02. - 11.10.2004.
.

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12

2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Вторая глава
Первая часть

В Школе Бронникова каждый ученик (инструктор, сотрудник и т.д.)
может иметь собственное представление о сути Метода Бронникова.
Но что значит - "собственное"?

Представление - это осмысленный и осознанный образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. Форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Представление одновременно относится и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.

Таким образом, мы имеем:
Предмет или явление   Восприятие Осмысленный и осознанный образ - Понятие.
Фактически здесь мы наблюдаем тот же (см. двенадцатую часть) переход
Событие-Факт Сигнал Понятие

Восприятие
- превращение многообразия раздражений.
Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. К числу процессов восприятия относятся:
обнаружение объекта в воспринимаемом поле;
различение отдельных признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия;
ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" восприятия).

В психологии и гносеологии (от греч. gnosis - познание и logos - учение; - учение о познании) под восприятием понимается собственно узнавание того, что дано в ощущении.
В этом узнавании следует различать три степени.
Во-первых, при всяком данном ощущении вспоминаются прежние такие же ощущения, и чрез это настоящее ощущение узнается или различается в своем определенном чувственном качестве, так например, в данном зрительном ощущении я узнаю или различаю оранжевый цвет. Это есть акт (сравнительно) простого восприятия.
Во-вторых, ощущая и узнавая при этом кроме оранжевого цвета еще другие чувственные качества, например особый запах и круглую фигуру, и вспоминая прежние случаи такой же связи и дополняя ее представлением о других чувственных качествах, не воспринимаемых действительно в данном случае, но воспринимавшихся прежде в постоянной связи с данными, как то: шероховатость, известная структура, особый вкус, - мы узнаем определенный предмет, именно апельсин. Но чтобы этому акту сложного восприятия сообщить полноту объективной действительности, необходимо ввести его в общий состав нашего опыта, что и делается, когда
в-третьих, мы вспоминаем в данном случае, что этот апельсин был положен нами на стол вчера вечером при таких-то и таких-то обстоятельствах. Только чрез этот акт заключительного восприятия данное чувственное явление принимается нами как истинное, а без него не только отдельное впечатление, например цвет, но и целый образ отдельного предмета может оказаться лишь субъективной иллюзией или галлюцинацией.

Из сказанного ясно, что восприятие на всех трех степенях своих основано главным образом на деятельности воспоминания. Те случаи, когда (как, напр., при внезапном пробуждении или при возвращении зрения у слепого) субъект не может сразу узнать окружающей его действительности, наглядно показывают, что восприятие есть сложный и постепенный процесс, хотя обыкновенно мы не сознаем раздельно его моментов.

Таким образом, имеем

Событие-Факт
         
Внешний входящий Сигнал
         
Восприятие
         
Осмысленный и осознанный образ
         
 Понятие

Понятие - символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы.

Символ (от греч. simbolon – знак, опознавательная примета) - отличительный знак; образ, воплощающий какую-либо идею;
видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования.

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части.

Таким образом, функционирование такой системы представляет:

Событие-Факт 


Внешний входящий Сигнал
         

 

Органы восприятия  (подсистема управления)
     
   
Внутренний входящий Сигнал  


Внутренний исходящий Сигнал 
         
Осмысленный и осознанный образ (подсистема управления)
         

        Память (подсистема управления)
        то что "не помним"

Сознание

              
Понятие  

        Память  (подсистема управления) то что "помним"

         
Внутренний исходящий Сигнал 


подсистема

Событие-Факт 

         
Внешний исходящий Сигнал

Но если между Событием-Фактом и Внутренним исходящим Сигналом существует несколько уровней "подсистем управления" то остается только удивляться тому, что считается будто такая система функционирует на основе Сознательного управления.
Фактически то что мы называем "Сознание" играет свою роль. Но какую?
Главная ли эта роль если учесть, что Понятия, формирующиеся в сознании, - это фикции, сформировавшиеся под воздействием других фикций?
Фактически здесь мы наблюдаем переход:

Данность А

Событие-Факт 


Внешний входящий Сигнал
         

Фикция

Восприятие


 


подсистемы управления


 

Фантом А или Б

Сознание

           

  Внутренний исходящий Сигнал

Фикция

 

         
Внутренний исходящий Сигнал  

подсистема

Данность В

Событие-Факт  

 

         
Внешний исходящий Сигнал

Если учесть, что сам аналитический процесс представляет разложение, расчленение, а "символ" по сути абстрактное образование выражающая смысл, не связанный с сущностью этого образования то картина функционирования организма человека просто загадочна.
И как удается гармонично взаимодействовать этой махине функциональных систем, никто не знает.

Уже только то, что Сознание опирается на абстракцию создает неопределяемую разницу ("часть" не равна "целому") между "Внутренним исходящим Сигналом" и "Внутренним входящим Сигналом".

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - 1) Процесс представления объекта посредством отвлечения от его конкретной внутренней организации и конкретной реализации и пополнения этих представлений новой неочевидной или ненаблюдаемой информацией об объекте.
2) В широком смысле - одна из основных операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления;
напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности.

Таким образом,  аналитический процесс представляет внушительную интернациональную семью:

фантомы:
- "представление",
- "внутренняя организация",
- "реализация",
- "информация",
- "мышление",
- "мысль",
- "сущность";

 

фикции:
- "объект",
- "непосредственно данного" (такого не бывает),
- "часть" (это уже не "часть", а что-то другое - не конкретной внутренней организации и конкретной реализации и + "пополнение").

И результат этих семейных разборок используется "на последующих этапах мышления"?
То есть этот "винегрет" и составляет нашу память?

Память - способность сохранять восприятия и представления после момента переживания.
Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет памятный след - (энграмма) в больших полушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием.
Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями.
И все же академик Наталья Бехтерева, уверяет, что мозг помнит все - всю нашу жизнь по секундам.

Но что мозг "помнит"?
Основой памяти является образование временных нервных связей (следов)… на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях.
Процесс образования сохраняемого памятного следа -  энграммы - называется консолидацией. В формировании энграммы принимают участие нейроны. (см. Первую часть)
При запоминании новой информации увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов, усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков.

По сути происходит формирование функциональной системы от работы которой зависят последующие акты восприятия и содержание сознания.
Но в какой степени само сознание участвует в этой работе?

Событие-Факт 

Внешний входящий Сигнал
         

Новое


Адаптированное
 

Органы восприятия  (подсистема управления)
     
   
Внутренний входящий Сигнал  


Внутренний исходящий Сигнал 
         
Осмысленный и осознанный образ (подсистема управления)
         

Формирование подсистемы


 Память (подсистема управления)
        то что "не помним"
 

Сознание

 

 

Понятие  

 

Память  (подсистема управления) то что "помним"


Формирование подсистемы

   

         
Внешний исходящий Сигнал


Фактически сознанию достается непонятного качества "огрызок второй свежести".
И к тому же трудно управляемый.
Ведь памятный след изменяется с течением времени.
Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание).
Во-вторых, он изменяется таким образом, что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание.

Здесь можно заметить, что наиболее простой формой абстракции можно считать практическое замещение одного объекта другим. В этой форме абстракция имеет место у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов).
Человек явно отличается от других животных. Но вот только не в механизмах формирования безусловных рефлексов.
А, благодаря работам физиолога Анохина П.К., известно, что механизм формирования условных и безусловных рефлексов один и тот же.

2 Вторая часть

Структура (от лат. structure строение, порядок, связь) - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

Система
представляет собой единое структурное целое, состоящее из функционально связанных между собой элементов.
Элемент такой системы,  в свою очередь, может представлять собой
"единое структурное целое функционально связанных между собой элементов" - быть Подсистемой .
В свою очередь, сама система,
может играть роль элемента в составе системы другого уровня - Надсистемы.

 

Подсистема   1-й уровень

Система   2-й уровень

Надсистема   3-й уровень

элемент подсистемы
 (Событие Факт)



с
т
р
у
к
т
у
р
а

элемент системы
(Событие Факт)


с
т
р
у
к
т
у
р
а

элемент надсистемы
(Событие Факт)



структура

     
     

---------------------------------------

      

с
т
р
у
к
т
у
р
а

      

      

Таким образом, структура, "внутренняя" по отношению к подсистеме (элементу), является "внешней" по отношению к системе.
Фактически, Структура - это Событие Факт + Внешний исходящий Сигнал
Но "Событие Факт" происходит только внутри структуры - для других уровней его не существует.
Внутренне - Структура состоит из "События Факта", а внешне - из сигналов об этом ().

Но на уровне системы, сигнал из Подсистемы является "Событием Фактом" этой системы.
Структура представляет собой "связь" - взаимообусловленность существования явлений  () , разделённых в пространстве и (или) во времени. Но не представляет собой цепь "Событий-Фактов", а обеспечивает Сигнал.

Но структура должна обеспечить не просто передачу сигнала, а именно тех сигналов которые несут обозначение содержания События Факта.
Задача структуры состоит в точной передаче информации (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) о Событии Факте.
Такая структура называется коммуникацией.

Коммуникация (communicatio,  от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь; соmmunicare - совещаться с кем-либо),
1) путь сообщения, связь одного места с другим.
2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).
Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Таким образом, коммуникация должна обеспечивать следующий процесс:

 1-й уровень   

Данность А

Событие Факт

 
 

Фантом + Фикция

исходящий Сигнал

Коммуникация

Фикция

входящий Сигнал

Фикция + Фантом А

 

Восприятие  
  
  

Память
шифр - код

 

   2-й уровень

Фантом А

Образ

 

Структура передает информации о  Данности А с уровня "Событие-Факт" на уровень "Образа" с помощью языка.

Язык обеспечивает однозначную запись информации (параметры данностей События-Факта) и её последующее распознавание с определённой полнотой и точностью (воспроизведение параметров данностей События-Факта).
Поэтому язык представляет собой систему дискретных знаков (от лат. discretus - разделённый, прерывистый), структурированную правилами этого языка.

Знак (признак, примета, отличие) - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

В системе языка
- каждый знак представляет определенный параметр "События-Факта";
- правила языка (фикции) определяют способ фиксации параметров "События-Факта" в знаке (кодирование, шифрация) и способ снятия параметров  с знака (декодирование, дешифрация).

Таким образом, структура коммуникации включает:

Данность А

Событие Факт

 
Фантом А + Фикция

исходящий Сигнал А 

к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
я

определение Сигналов - подбор Знаков

Фикция

исходящий Сигнал

входящий Сигнал

Фикция
Фантом А + Фикция

копия Знаков исходящего Сигнала А  

определение Сигналов - подбор копий Знаков

 Фантом А


Образ


   Память                    

Фактически обмен элементов (частей) со средой выглядит в виде перехода:

1-й уровень

внутренняя структура
Событие-Факт А

  исходящий Сигнал А
                                     

внешняя структура

 Коммуникация

2-й уровень

внутренняя структура
Образ События-Факта А

   копия исходящего Сигнала А

Образ (shape, form, image, mode) - форма отражения объекта, модель воспринимаемого объекта.

Но для внутренней структуры 2-го уровня
"Образ События-Факта А" является таким же "Событием-Фактом" как
"Событие Факт А" является "Событием-Фактом" для внутренней структуры 1-го уровня.

Например, во внутренней структуре компьютера  происходят какие-то процессы.
Но пользователю (создавшему систему - монитор + системный блок)  и не нужны "События Факты на уровне процессора - внутренней структуры. Это не его реальность.
Его цель (Событие-Факт его реальности) - создаваемый на его уровне "
Образ " (картинка на мониторе).

Цель - будущее событие или состояние, осуществляемое промежуточными причинным средствами ("элементами" системы).
Таким образом, формирование системы исходит от
- предполагаемого результата работы системы и
- знания причин  ("элемент" системы) дающих предполагаемый результат.

Цель - это Целое.
Причина - это Часть.
Но как "Формообразующий фактор" знает целое раньше частей?
Неужели познавательный парадокс: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого решаем?
Возможно ли познание Части и Целого одновременно?


2.  Третья часть

Эту часть начнем с эксперимента.
1.Вы видите изображение на экране монитора или страницу книги.
2. Закройте на секунду глаза.
  - Когда глаза закрыты, вы не видите изображение (пока).
3. Теперь, смотря на изображение, закрывайте поочередно то один то другой глаз.
 -  восприятие изображения в таком случае изменяется (как правило сдвигается по горизонтали).
4. Не волнуйтесь! И с изображением и с восприятием все осталось на том же уровне (будем надеяться).
Это изображение находится во "внешней реальности", а "видите" вы зрительный образ, который находится во "внутренней реальности".
Закрывая поочередно то один, то другой глаз вы (ваше Я) изменяли не изображение (объект), а образ (фантом).

Образ (shape, form, image, mode) - форма отражения объекта (системы) в сознании человека (надсистеме).
Например, чувственный образ, зрительный образ.

5. Если вы смотрите на изображение на экране монитора то можно добавить, что изображение на экране

является результатом процессов "до внешней реальности" - одни частицы заставляют другие частицы испускать излучение.
 

Фактически, мы имеем переход:
"Событие Факт А" Образ События-Факта А (изображение на экране монитора) Зрительный образ
Но если изображение на экране монитора возникло неслучайно то значит в цепи переходов была использована не просто "связь", а "коммуникация" - переход информационного сигнала, передача информации от одного уровня к другому.
 

ч
а
с
т
ь
 

п
о
д
с
и
с
т
е
м
а

подсистема системы

внутреннее содержание А

Событие-Факт А

Коммуникация

кодирование (форма)

Внутренний исходящий Сигнал

декодирование (отражение)

Внутренний входящий Сигнал

подсистемообразующий фактор

 

Коммуникация

кодирование (форма)

Внешний исходящий Сигнал

 

ц
е
л
о
е

 

с
и
с
т
е
м
а

декодирование (отражение)

Внешний входящий Сигнал

 

система

содержание АБ

Событие-Факт АБ

   

Коммуникация

кодирование (форма)

Внутренний исходящий Сигнал

декодирование (отражение)

Внутренний входящий Сигнал

системообразующий фактор

 

Коммуникация

кодирование (форма)

Внешний исходящий Сигнал

 

в
о
с
п
р
и
я
т
и
е

н
а
д
с
и
с
т
е
м
а

декодирование (отражение)

Внутренний входящий Сигнал

   

на основе которого
система восприятия строит
Образ
События-Факта АБ

     

 


Образ
- это модель, представляющая собой результат обработки сигналов
,
             представляющие разные уровни (реальности).
 


Специальное упражнение.
Обратите внимание на свою руку лежащую на колене.
.
1. Почувствуйте "тяжесть" руки.
   Можете скомандовать: "Пусть рука станет тяжелой".
   Скомандуйте: "Пусть рука станет легкой".
   Скомандуйте: "Пусть рука станет тяжелой".
   Скомандуйте: "Пусть рука станет легкой".
   Скомандуйте: "Пусть рука станет тяжелой".
Те, кто не обучался  по 1-й ступени Метода Бронникова, могут сначала поупражняться в положении "рука на весу", "рука вытянута вперед или в сторону".
Те, кто обучался, может перейти на клеточный уровень, костную, кровеносную, нервную системы.
   Скомандуйте: "Убрать ощущения".
2. Рассмотрите свою руку (пальцы, ладонь, кожа, каждый палец в отдельности).
3. Зафиксировав разность состояния в 1-м и 2-м случае поочередно то "рассматривайте" то "чувствуйте" свою руку.

Есть надежда, что теперь вам будет легче разбирать термин - "восприятие".
Кстати в этой статье только то и делается как "разбираются" и "собираются" термины или "умственные образы".

- Восприятие - превращение многообразия раздражений, целостное отражение в результате непосредственного воздействия
сигналов на органы чувств человека.
  Восприятие включает
- обнаружение сигнала как целого,
- различение отдельных признаков в сигнале - снятия параметров (декодирование, дешифрация),
- выделение в нем информативного содержания (сличение с содержанием памяти),
- формирование чувственного образа.

Событие-Факт  

Внешний входящий Сигнал

Органы восприятия  (подсистема управления)


Внутренний входящий Сигнал


 


Внутренний исходящий Сигнал  

 Память
(подсистема управления)

Сознание

Образ

   

Сознание - это совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание», лат. conscientia) того, что Я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание).
Таким образом, Сознание - это наше "Я" осознающее переживание образов.
И переживание образов для сознания настолько важно, что если человека полностью лишить каких-то внешних сенсорных раздражителей, то в сознании появляются галлюцинации (от лат. hallucinatio - бред, видение) -  образы, возникновение которых не связанно с обычной работой органов чувств. Это вещь проверенная, особенно через полёты в космос и подводное плавание.

Но реальность уровня сознания состоит из образов и для Сознания любой образ реален! Он - Событие-Факт!
И сам процесс отражения (воспроизведение, фиксирование того, что принадлежит отражаемому предмету) и "формирование в сознании модели"  самим Сознанием (нашим Я) не осознается.
Например, е
сли внимательно отнестись к упражнению "Обратите внимание на свою руку" то становится очевидным, что сознанию доступен только результат работы подсистем - сознание фиксирует только чувственный образ ("тяжесть", "легкость", "вид руки").
И сознание ничего не знает о процессах в клетках тела, о процессах в кожном покрове.

Здесь стоит вспомнить о мышлении.
Мышление - это процесс моделирования отношений образов на основе аксиоматических положений.
Мышление состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью.

Аксиома - предложение-образ, истинность которого представляется очевидной нашему уму, очевидным непосредственно, без всякого вывода его из чего-то другого.
Таким образом, мышление и мысль - это образы воспринимаемые как "истинность которая представляется очевидной"?
А как рождается такая "истинность"?

Вот описание простого опыта: человеку показывают белый экран. И отслеживают приборами сигналы из областей коры мозга, отвечающих за зрение. Когда человек увидит что-то новое, эти области «засветятся» на датчиках приборов.
Показываемый человеку белый экран пуст, затем постепенно оператор вводит на экран изображение.
Человека спрашивают: «Что видишь?» — «Ничего!»
А между тем, из мозга уже идет ответный сигнал. То есть, человек уже видит что-то новое, но еще не осознает этого! Сознание пока регистрирует белый экран… Значит, его мозг отреагировал раньше, чем его Сознание!

Но как такое Сознание, полностью зависящее от неподконтрольных ей систем, можно считать управляющей структурой организма?
Как Сознание может у
правлять системами жизнеобеспечения организма, если эти системы не сообщают своему управителю о ситуации, а сам "управитель" еще и не имеет механизмов проверки на "истинность" и "достоверность" даже тех данных (образов) которые ему доступны?

И все же самым интересным выводом может быть то, что Мозг и Сознание есть проявления чего-то отдельного, разного.
Может это разные пространства? Разные реальности?




 

1.1 - 1.4
1.5 - 1.9
1.10 - 1.12

2.4 - 2.5
2.6 - 2.7
3.1 - 3.2
3.3
3.4 - 3.5
4.1 - 4.2
4.3
5.1
5.2 - 5.3
6.1 - 6.2
6.3 - 6.4
7.1 - 7.2
7.3 - 7.4
8.1 - 8.2

Обсуждение на  ФОРУМЕ

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -