|
Апостериори (лат. a posteriori, букв.- из
последующего) - знание, которое получено из
восприятия, на основании
опыта.
Такой способ
получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в ср. века - у Ибн
Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Болыптедта, Фомы Ак-винского и др.
Анализ апостериорного познания
занимал большое место в системе И. Канта, к-рый полагал, что спец. законы
науки могут познаваться только
апостериорно, тогда как общие принципы
познания независимы от всякого опыта, априорны.
Априори (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и
независимое от него.
Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или
опровергнута опытом.
Термин "априори" введён ср.-век. схоластами, к-рые делали акцент на том, что нек-рые знания предшествуют
опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его
независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и
Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения
истины - путём
интеллектуальной
интуиции, составляющей одну из главных "способностей
души".
За этой постановкой
проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование
действительности, что человек не только
отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5
изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом
сознании тех факторов, к-рые могут выступать как
предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание априори отражали стремление выделить внутренний источник активности
мышления.
Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в к-рой
априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания.
У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие
категории, как пространство и время (Созерцания формы); однако только с их
помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания.
В отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а
форма, посредством к-рой
оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта.
Однако априоризм Канта, не говоря уже о
его предшественниках, фактически разорвал два вида познания - априорное и апостериорное, не дал решения проблемы источника и форм мышления. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком,
разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия
формируются с их помощью в понятия.
В
последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам
априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в
зависимости от того, какой школой она проводилась.
Любое знание является отражением
действительности; но при этом действительность даётся
субъекту познания не прямо, непосредственно, а
через восприятие, практику, через деятельность, в к-рой
сознание не просто воспроизводит данные опыта, а
активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма
мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на
себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в
исторической перспективе.
В 20 в. на
основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н.
функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это
исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности,
конвенциональности. (См.
Категориальный анализ).
Априоризм - познание априори.
Характерен для идеалистической
гносеологии кантианства и неокантианства.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|