|
Социологизм - стремление объяснить все духовные и культурные факты
исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу
всех наук о духе и культуре.
Социология (от лат. societas общество и греч. logos
- учение) - наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных
и растений. Она является наукой о
социальном, будь то всеобщая,
основополагающая социальная наука или наука частная.
Как система она охватывает
социальные образования и социальные процессы.
Т.о., она исследует всю
совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы
мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их
основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.
Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально
являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на
всю общественную действительность.
В 17 в. это мышление во все увеличивающейся
степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех
пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних
греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история
социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю
мышления» (Фрайер).
Начало социологии как самостоятельной науки относится,
однако, к 19 в., а ее родоначальником является Конт, в трех последних
томах шеститомного «Курса позитивной философии» которого излагаются осн.
положения этой науки. Конт ввел в употребление также и сам термин «социология».
Он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей
эмпирической философии, которую называл «позитивистской».
В соответствии с этим
социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как
совокупность взаимодействий индивидов между собой.
Последователями Конта были
такие англ, философы, как Герберт Спенсер («The study of sociology»,
1873) и Джон Стюарт Милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи.
Главным последователем Конта в Германии был Альберт Шеффель (1831 - 1903).
Значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия
истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм.
В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в «Wцrterbuch der Soziologie»,
1955), следующие главные группы направлений:
1)Математическое направление
(прежде всего Парето), где математические методы применяются для того,
чтобы сделать более наглядными обыденные знания.
2) Физикалистское направление
(социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). Если уже
Сен-Симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление
получило развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая
трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы.
3) Социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ
с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор,
приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа
мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное.
Если уже
Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Воден и др.
пользовались сравнениями из области органического мира, то Кант и многие
мыслители после него перенесли идеи организма на государство. Романтики Шеллинг
и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и
др. являются представителями этого направления.
4) Социально-антропологическое
направление занимается проблемами связи между расами и социальными
образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп.
Большое влияние имели здесь Ж. Гобино и Ф. Гальтон («Hereditary
genus», 1869).
5) Антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое
направления берут свое начало у Гиппократа и через греч. и рим. мыслителей
доходят до Бодена, Монтескье, Гердера, Гумбольдта, Бокля и др. Сюда же
относятся этнолого-народоведческое, а также направление
психологии народов,
представленное в работах Гумбольдта, Лацаруса, Штейнтоля, Бастиона, Вундта,
Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др.
6) Историко-философское,
универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как
историческое существо, а общественный феномен - как явление культуры. В центре
их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и
оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Представителями этих
направлений являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль
Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер, К. Мангейм, Шелер,
Трёльч и Фрейер.
7) Психологическое и социально-психологическое направления
исходят из того, что вся социальная действительность
психически обусловлена и
поэтому может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и
Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и
психология масс Лебона являются доказательством влияния франц.
психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных
представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к
бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак-Дугалл, Фиркандт, Теннис, Зиммель.
8) Универсалистское направление является
антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения
социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум.
Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн - последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики.
Социальная
действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный
дух:
общество - духовная система.
9) Теория классов объясняет процесс социальной
дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в
экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими
факторами (Материализм исторический). Теории среднего сословия
(класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые - бедные, имущие
- неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с
точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить
средний класс, средний слой (В. Г. Риль и др.).
10) Фоpмальная, или чистая,
социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным
направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и
исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн.
социологической категории «формы».
Главным представителем этой концепции
является Г. Зиммель, который на базе различения формы и содержания
общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как
самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных
связей с принципом взаимодействия в центре.
Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении о связи Л. фон Визе понятие
взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным
понятием «взаимосвязь».
11) Феноменологическое направление стремится к
созерцанию сущности, к своего рода
интуитивному познанию и логизированию
материала созерцания в социальных явлениях. Оно возникло из философии и особенно
разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером. Его фундаментом
является "Феноменология духа" Гегеля, а его представителями в социологии - в
первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт.
12) Социал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство
(экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир
рассматривает в единстве с социальным. Направление разрабатывалось Максом
Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером. Своим соч. " Ьber einige Kategorien der
verstehenden Soziologie" Макс Вебер открывает новое направление, к которому
близки также Зомбарт и Хайдеггер.
13) Культурно-философское и
культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и
наук о культуре - Виндельбанд, Риккерт) понятию «культура» особое место в
социологии в рамках учения о структурах исторического мира. Понятие «культура»
было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание, а Пуфендорфом - на общество,
Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаманн, Гердер и Кант в значительной мере
способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку.
Дильтей, Бурхард, Ницше, Шпрангер, Демпф Мангейм и прежде всего Альфред Вебер
превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая
делится у Вебера на три сферы - общественный процесс, процесс цивилизации и
процесс культуры.
14) Индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде
всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из
конкретного опыта. Особенно развита она в США. Ее девиз - практическая работа с
конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов
исследования (напр., тестов).
Графическое изображение полученных результатов
осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений.
Осн. цель всего этого - практическая применимость.
Специальными социологическими
дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология
искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства,
социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая
социология, социология знания и т.д.
Прикладная социология - общее название
всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с
социально-реформистской и социально-политической точек зрения.
Социология животных - исследование совместной жизни животных, ее форм и
причин, способствующих этой совместной жизни (мотивов, стремлений, инстинктов);
см. Зоопсихология.
Социология знания - теория о тесной бытийной связи
знания. Исследует
социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру
и направление. Изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного
непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и
последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для
успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с
сословием и т.д.
Социология отношений - см.
Учение об отношениях.
Социология права - та область социологии, которая, с одной стороны, развивает
прагматическую историю права, этнологическую и сравнительную правовую науку, а с
другой - использует всеобщую программу эмпирической теории человеческого
общества для исследования правовой организации.
Социология религии - по Максу Веберу, исследование положения религии в
обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных
отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь,
секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в
«общины».
См. Социометрия.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|